Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 6 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-13 96
Аннотация
В статье рассматриваются результаты реализации проекта разработки самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта с инновационной направленностью подготовки по направлению 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (квалификация [степень] «магистр»). Описана структура разработанного стандарта, требования к результатам и условиям реализации основной профессиональной образовательной программы.
14-21 64
Аннотация
Статья посвящена анализу эволюции системы отечественного высшего образования за последние два десятилетия. Приводится статистика как по динамике численности вузов, так и по численности профессорско-преподавательского состава и студентов. Дана оценка процессов реформирования системы образования в России. Обозначены ключевые проблемы прохождения высшим учебным заведением процедуры лицензирования и аккредитации. В заключение приводятся обоснованные предложения по реформированию системы управления российским образованием и его финансированием.
21-27 37
Аннотация
Глобализация, коммерциализация и виртуализация высшего образования привели к трансформации функций традиционных университетов и к появлению новых видов поставщиков образовательных услуг. Традиционные университеты, сохраняя свои исторически сложившие особенности, цели и функции, активно используют современный образовательный инструментарий. Часть традиционных вузов модифицируются и интегрируются в современную образовательную инфраструктуру. В системе высшего образования, как национального, так и международного, постоянно возрастает роль новых провайдеров. Появляются новые виды образовательных провайдеров, более соответствующие требованиям рынка высшего образования и возможностям современных образовательных технологий. Новые провайдеры условно могут быть разделены на две большие группы: собственно образовательные институты и необразовательные провайдеры, обеспечивающие образовательные процессы. Деятельность новых провайдеров существенно изменяет ландшафт рынка высшего образования: увеличивается число участников рынка образовательных услуг, они специализируются на отдельных функциях образовательного процесса, происходит слияние провайдеров высшего образования и производственных компаний.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

28-33 68
Аннотация
В статье Президента IGIP рассматриваются актуальные вопросы развития инженерного образования и задачи инженерной педагогики на современном этапе. Представлена деятельность Международного общества по инженерной педагогике (IGIP),разработавшего базовый стандарт для международной сертификации преподавателей инженерных вузов и Регистр ING-PAED IGIP, содержащий квалификационные требования к преподавателям технических дисциплин.
34-42 72
Аннотация
В статье анализируются общие подходы к проектированию структурированных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, принятые странами Европейского Союза в рамках третьего цикла Болонского процесса. Показано, что эффективной организационной формой реализации структурированных программ являются исследовательские школы - специализированные университетские структуры, создаваемые для подготовки научных работников в определенной тематической области. Такие школы должны обеспечивать тесную привязку научной молодежи к крупным конкурентоспособным научным коллективам. На примере исследовательской школы «Нейробиотехнологии» Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского обсуждаются вопросы организации образовательной подготовки аспирантов, финансирования диссертационных исследований, сетевых взаимодействий и мобильности научных кадров.
43-50 40
Аннотация
Статья посвящена новым форматам повышения квалификации инженерных кадров. Раскрываются проблемы реализации дополнительных образовательных программ подготовки инженерных кадров. Показаны условия построения системы научно-методического сопровождения профессионально-личностного обучения слушателя системы дополнительного профессионального образования на основе достижений инженерной педагогики.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

52-57 48
Аннотация
В статье ректора Томского политехнического университета (ТПУ) П.С.Чубика говорится о реализации университетом программы повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, деятельности по продвижению ТПУ в топ-100 мировых университетских рейтингов. Стратегической целью названо становление и развитие ТПУ как исследовательского университета - одного из мировых лидеров в области ресурсоэффективных технологий, решающих глобальные проблемы человечества на пути к устойчивому развитию. Достижение этой цели планируется осуществить, сконцентрировав усилия при движении по четырем направлениям развития: «Образование», «Наука», «Кадры» и «Управление». В статье приведены меры, предпринимаемые ТПУ для реализации поставленных задач.
58-67 58
Аннотация
В статье актуализируется проблема развития компетенций руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов в области проектирования и реализации образовательных программ с учетом мирового опыта совершенствования инженерного образования. Приводится описание структуры, содержания и технологии реализации программы повышения квалификации преподавателей российских вузов«Применение концепции CDIO в инженерном образовании», разработанной Томским политехническим университетом и Сколковским институтом науки и технологии.Охарактеризован опыт реализации программы, приведены основные трудности применения концепции CDIO в российских университетах.
67-76 89
Аннотация
В статье обсуждаются тенденции развития современного общества, приводящие к глобальным изменениям в образовательной среде. Внедрение системы электронного обучения становится адекватной реакцией вузов на вызовы времени. На примере опыта Национального исследовательского Томского политехнического университета рассматривается поэтапное реформирование учебного процесса на основе использования и технологий электронного обучения.
76-85 46
Аннотация
В статье приведены критерии Ассоциации инженерного образования России для профессионально-общественной аккредитации программ высшего и среднего профессионального образования по техническим направлениям и специальностям, а также педагогические основы их формирования. Рекомендовано использовать критерии в вузах, техникумах и колледжах при проектировании новых и модернизации существующих образовательных программ, а также при создании необходимых организационно-педагогических условий их реализации и оценки качества.
85-93 54
Аннотация
В статье поднимается вопрос о недостаточной этической подготовке специалистов в области техники и технологий в отечественных вузах. Актуальность проблемы подтверждается данными, полученными в результате анализа материалов самообследования российских вузов в рамках профессионально-общественной аккредитации АИОР в 2003-2013 гг., и отчетов экспертов-аудиторов. Для решения проблемы предлагается более активно вводить в профессиональную подготовку этический компонент, базирующийся на осмыслении студентами кодексов профессиональной этики инженера, а также контроле преподавателями степени их освоения, в качестве одного из критериев оценки студенческих проектов. Предлагаются также методы обучения и этического воспитания студентов, а также индикаторы, по которым можно судить о сформированности компетенций и личностных качеств студентов в области профессиональной этики.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

94-101 20
Аннотация
Представлена и обсуждена такая важная проблема в системе аттестации кадров высшей квалификации, как установленная ВАК РФ обязательная публикация материалов диссертационных работ в журналах, входящих в «Перечень рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Отмечено, что, хотя такой перечень совершенно необходим, нынешний его вариант нуждается в весьма существенной корректировке. Предложен общий подход такой корректировки, основными моментами которой являются радикальное переосмысление ныне действующего классификатора наук и специальностей ВАК РФ и создание не одного, а двух списков «ВАКовских журналов». В первом должны фигурировать журналы по тем отраслям знания, за достижения в области которых присуждается ученая степень с ключевым словом «наука», во втором - журналы по тем отраслям знания, за достижения в области которых присуждается ученая степень без указанного выше слова.
101-106 43
Аннотация
На фоне проблем, связанных с ЕГЭ, вступлением в завершающую стадию перехода к двухступенчатости высшего образования (бакалавриат - магистратура) и реформированием академий наук, вызвавших дискуссию в научных и преподавательских кругах, не получил должного обсуждения вопрос о тех мерах, которые принимаются для противодействия заимствованию чужого материала в научных и учебных работах. Больше на эту тему высказываются журналисты, функционеры в области науки и образования, наконец, те, кто осуществляет такую проверку (рекламируя себя). Однако в данном вопросе имеется ряд дискуссионных моментов: различие в подходах к научным, учебным и учебно-методическим материалам; наличие достаточных правовых оснований; оптимальность нынешнего механизма и др. Игнорирование указанных вопросов нанесет существенный урон высшему образованию и еще больший - науке.
107-110 33
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации электронных библиотечных систем в условиях коренного изменения процессов контентооборота и управления контентом, вызванных революцией медиа. Вместе с ростом социального метаболизма, вызванного развитием глобальной сети, изменяется отношение к авторству как к привилегированному занятию. Публикация контента становится доступной каждому, что снижает его способность быть товаром. При этом технологии обработки контента совершенствуются опережающими темпами, что делает доступ к нему не только свободным, но и удобным и эффективным. В этих условиях разработчики электронных библиотечных систем должны прилагать дополнительные усилия, чтобы сохранить своих пользователей, предоставив им лучшие технологии поиска, рекомендательного отбора и семантического анализа контента.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

111-117 46
Аннотация
Статья посвящена осмыслению и разработке философии и методологии гуманитарных исследований. Двигаясь в русле философии образования, автор эксплицирует особенности свойств пространства духовных, сознательных процессов (прежде всего - процесса трансляции знаний) и задает трактовку смысла как «функционального органа» личности. В статье продумывается взаимосвязь трактовки смысла как функционального органа с концепцией центрированного на ученике образования.
117-122 57
Аннотация
Рассматриваются причины неблагоприятной ситуации, связанной с привлечением и сохранением кадров молодых преподавателей в системе высшего образования России. В настоящее время вузы не могут или не считают нужным в достаточной мере удовлетворять актуальные потребности молодых преподавателей, что приводит к постепенному «старению» всего преподавательского корпуса высшей школы. Предложен комплекс мер по привлечению и сохранению молодых преподавателей в вузе с учетом их потребностей.
123-129 39
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования позитивного отношения студента к обучению и роль в этом процессе преподавателя. В частности, анализируется значение педагогического контроля в становлении осмысленной мотивации к обучению, в создании условий для рефлексивной оценки учащимися своих действий и в целом - для субъектного отношения к образованию. Предлагаются рекомендации, способствующие включению студентов в контрольно-оценочную деятельность и направленные на развитие навыков само- и взаимоконтроля.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

130-149 31
Аннотация
14 марта 2014 г. в рамках Четвертой международной региональной конференции IGIP «Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей технических вузов в условиях инновационного образования» и методологического семинара МАДИ «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании» состоялся круглый стол журнала «Высшее образование в России» на тему «Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации научно-педагогических кадров».

EDUCATION ONLINE

150-155 292
Аннотация
В статье приводится организационно-педагогическая характеристика российских открытых образовательных ресурсов и массовых открытых дистанционных (онлайн) курсов. Обосновывается российский приоритет этого направления развития современного образования.
156-161 81
Аннотация
Представленный в данной статье опыт изучения преимуществ электронной системы учета учебных достижений и стимулирования студентов посредством активного использования дистанционных и интерактивных методов взаимодействия обучающегося и педагогического работника является полезным и перспективным направлением в современной педагогике. Выбранный вариант - использование образовательного контента с систематическим представлением результатов освоения курса и «опубличиванием» этих результатов - оправдал себя с точки зрения адекватного использования ресурсов участников образовательного процесса - как студентов, так и преподавателя. Кроме того, выбранная стратегия релевантна уровню информационной культуры студентов и является для большинства из них продолжением активного использования компьютера и Интернета, но уже в учебных целях. А для некоторой группы студентов - поводом повысить свою компетентность в применении дистанционных и электронных технологий обучения.
162-167 124
Аннотация
В статье рассматривается структура ИК-компетенции преподавателя высшей школы. При описании компонентов ИК-компетенции авторами учитывается роль внедрения наиболее современных мобильных технологий в преподавание иностранных языков. Для выявления знаний и умений, необходимых для использования мобильных технологий, проводится анализ опыта российских и норвежских преподавателей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)