Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Открытые образовательные ресурсы в неанглоязычных странах

Аннотация

В статье представлены результаты проекта Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Открытые образовательные ресурсы (ООР) в неанглоязычных странах» за 2010-2014 гг. Основные цели проекта - продвижение открытых образовательных ресурсов и развитие навыков по их созданию, совместному использованию и распространению в государствах$членах ЮНЕСКО. В рамках проекта проведен анализ потребностей, потенциала, возможностей и проблем, возникающих при создании и использовании ООР, на основе которого разработаны рекомендации по расширению их применения в образовательной практике.На первом этапе реализации проекта в центре внимания были образовательные ресурсы на русском и на национальных языках стран СНГ и Балтии. Проблемы и перспективы развития ООР были изучены в республиках Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова, Казахстан и Узбекистан, в Российской Федерации, Украине, Латвии и Литве. Системный обзор национальной политики в области использования ИКТ в образовании, состояния развития образовательного контента, прав интеллектуальной собственности, основных достижений и проблем представлен в монографии«СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам», в которой также сформулированы общие рекомендации по расширению использования ООР. Впоследствии в рамках проекта было проанализировано состояние дел в области ООР в Японии, Китае, Бразилии, Монголии, Турции, Вьетнаме и других странах. Эти исследования позволили углубить понимание моделей развития ООР в неанглоязычных странах и систематизировать наиболее эффективные механизмы продвижения ООР. В 2010- 2014 гг. были проведены исследования в 19 неанглоязычных странах. ИИТО ЮНЕСКО изданы аналитические записки «Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования» и «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности». Для продвижения открытых лицензий в 2011 г. совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» проведен международный семинар «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности» и совместно с Институтом развития информационного общества - международный семинар по вопросам использования открытых лицензий в странах СНГ. В апреле 2012 г. ИИТО ЮНЕСКО совместно с Министерством образования, культуры и науки Монголии, Агентством по интеллектуальной собственности Монголии и Монгольским университетом науки и технологии организовал семи$ нар по вопросам прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в 2012 г. Институт участвовал во Всемирном Конгрессе по открытым образовательным ресурсам, участники которого приняли Парижскую Декларацию по ООР, призывающую государства$члены ЮНЕСКО поддерживать разработку и использование ООР.

Об авторе

Светлана Ю. Князева
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Россия


Список литературы

1. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries (UNESCO, Paris, 1-3 July 2002). Final Report. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0012/001285/128515e.pdf

2. Atkins D.E., Brown J.S., Hammond A.L. A Review of the Open Educational Resources (OER) Movement: Achievements, Challenges, and New Opportunities: Report to The William and Flora Hewlett Foundation. 2007. URL: http://www.hewlett.org/uploads/files/ ReviewoftheOERMovement.pdf

3. Использование лицензий Creative Commons в Российской Федерации: Аналит. доклад / Под ред. Ю.Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2011 [Khohlov Yu.E. (ed.) (2011) Analytical report «The Use of Creative Commons Licenses in the Russian Federation». Moscow: Institute of the Information Society]. URL: http://3.iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214699.pdf

4. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам: Аналит. обзор. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214683.pdf; Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155

5. Open educational resources and intellectual property rights: Policy Brief, January 2011. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2011. URL: http://iite.unesco.org/files/policy_briefs/pdf/en/ oer_and_ipr.pdf

6. UNESCO/Commonwealth of Learning (2012). Guidelines for Open Educational Resources (OER) in Higher Education. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002136/213605e.pdf

7. Giving Knowledge for Free: The Emergence of Open Educational Resources. Paris: OECD, 2007. URL: www.oecd.org/dataoecd/35/7/38654317.pdf


Рецензия

Просмотров: 439


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)