Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 10 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-10 73
Аннотация
В статье освещены основные факторы, оказывающие влияние на вхождение системы высшего образования РФ в Европейское пространство высшего образования. Особое внимание уделено вопросам подготовки Национального доклада Российской Федерации к предстоящей в 2015 г. конференции министров образования стран ЕПВО, которая осуществляется в рамках реализации проекта «Экспертно-аналитическое обеспечение процесса вхождения Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования с учетом европейской практики интеграции образования и рынка труда и сетевых форм реализации образовательных программ» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Представлена информация о консультационно-методическом и информационно-аналитическом сетевом центре, созданном на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова для разработки механизмов внедрения и распространения успешных практик образовательных организаций высшего образования, проведения обучающих мероприятий, консультаций, тиражирования опыта по вопросам вхождения системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования.
10-18 37
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы организации и управления научно-исследовательской деятельностью российских университетов в свете нового порядка государственного финансирования вузовской науки. На основе анализа научно-исследовательской деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса предложены новые подходы к реализации управленческой стратегии в этой области. В ее основе лежит синхронизация научного и образовательного процессов, ориентация на обеспечение их востребованности и полезности для вуза и внешней среды. Авторы предлагают пути преобразования академической работы в практико- и научно-ориентированную, в том числе - с помощью широкого вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую работу в рамках изучаемых дисциплин и профилей обучения.
18-25 37
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с методологией оценки публикационной активности, и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском вузе. Исследовано развитие нормативной базы в связи со структурной модернизацией госсектора науки. Рассматривается комплексный подход к оценке эффективности, основанный на экспертной оценке значимости научных исследований и библиометрическом анализе. Представлена структура и функциональное назначение показателей публикационной активности. Приводится перечень критериев результативности деятельности медицинского вуза в рамках «дорожной карты». Определены методические подходы к повышению публикационной активности и ее стимулированию на уровне автора и организации. Выявлены ключевые факторы успеха в проведении организационно-административных мероприятий по повышению публикационной активности и рейтинга вуза, намечены перспективы использования новых информационно$коммуникационных технологий и аналитических инструментов для компьютерной поддержки научных исследований и научных коммуникаций.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

26-35 39
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы оценки основными стейкхолдерами (заинтересованными сторонами) результатовосвоенияобразовательных программ вузов в области техники и технологий, соответствующих перечню наиболее значимых компетенций современного инженера (CDIO Syllabus). На примере программы подготовки бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» в Томском политехническом университете обсуждены результаты сравнительного анализа оценки стейкхолдерами ожидаемого и достигнутого уровней профессиональных и универсальных компетенций, а также навыков планирования, проектирования, производства и применения технических систем в контексте предприятия, общества и окружающей среды. Рекомендовано использование оценки стейкхолдерами результатов обучения, соответствующих CDIO Syllabus, для совершенствования образовательных программ в системе гарантий их качества и профессионально-общественной аккредитации.
35-44 76
Аннотация
В статье отражены результаты социологического опроса выпускников с инвалидностью московских вузов, проведенного в 2013 г. Лабораторией мониторинговых исследований совместно с Центром содействия трудоустройству выпускников МГППУ. Рассматриваются вопросы мотивации устройства на работу выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основные способы и каналы трудоустройства, факторы, способствующие/препятствующие трудоустройству выпускников с ОВЗ, а также проблемы, возникающие как во время трудоустройства, так и в процессе трудовой деятельности лиц с ОВЗ.
44-49 48
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи по материалам социологического исследования, проведенного автором среди студентов МГУ им. М.В. Ломоносова. Прослеживаются взаимосвязи между ожидаемым, желаемым, идеальным числом детей и желаемым возрастом вступления в брак, числом детей в родительской семье, занятостью, оценкой демографической ситуации в стране. Полученные результаты соотносятся с результатами общероссийских социологических исследований среди студентов.
50-55 60
Аннотация
Эмпирическая основа статьи - результаты исследования трансформации временной перспективы студентов Сибирского государственного медицинского университета, указывающей на их профессиональное становление в условиях вузовского обуч ния. Большинство мотивационных устремлений студентов направлены в будущее, отражают их социальную перспективу - цели и намерения. Выявлена динамика в содержании мотивационных объектов во временной перспективе, указывающая на системное усложнение сознания студентов.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

57-63 31
Аннотация
В статье рассматривается роль Ухтинского государственного технического университета в экономическом развитии и социокультурной жизни Республики Коми. Представлены основные этапы деятельности университета в последнее десятилетие и ключевые задачи вуза в контексте экономического и социального развития региона.
63-68 65
Аннотация
В статье раскрывается стратегия инновационного развития УГТУ. Посредством концептуальной метафоры «Планета Университет» вуз представлен как модель инновационной экономики. Описан процесс становления инновационного территориального кластера «Нефтегазовые технологии», а также бизнес-инкубатора «Родина первой российской нефти - Ухта».
69-75 24
Аннотация
В статье рассматривается Международный информационный проект отраслевого медиа-сотрудничества между вузами и предприятиями ТЭК. Описывается роль подобных проектов в реализации образовательных программ, внедрения новых форм сотрудничества и развития территорий посредством имидж мейкинга.
75-80 26
Аннотация
В статье рассматривается важное для экономики и социальной сферы Республики Коми событие - реорганизация Воркутинского филиала Национального минерально-сырьевого университета «Горный» путем присоединения к Ухтинскому государственному техническому университету. Анализируются причины и следствия реорганизации.
80-86 76
Аннотация
В статье предложен опыт статистического анализа, направленного на определение роли и места университета в структуре потребительского рынка города. В контексте концепции «университетского города», разрабатываемой в УГТУ, сделана попытка обрисовать экономическое измерение этого тезиса. С помощью лонгитюдного социологического исследования определена примерная структура потребления студенчества. Полученные материалы стали основой для сравнительного анализа с данными официальной статистики. Входе проведенных социологических исследований и сравнительного анализа установлено, что доля вуза является значительной для ряда секторов потребительского рынка города.
87-92 45
Аннотация
В статье раскрывается содержание научно-образовательного, культурно-просветительского проекта УГТУ «Цивилизация Россия». Кратко изложены общетеоретические основы проекта, а также его дидактические и методологические составляющие.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

93-100 53
Аннотация
Эффективное обучение бакалавров и магистрантов в компетентностном формате возможно только при наличии учебной литературы с высоким научно-инновационным и учебно-методическим потенциалом. Учитывая, что ресурсов ни одного из вузов недостаточно для разработки «прорывной» учебной литературы по всем направлениям подготовки кадров, было бы целесообразно регулировать издание учебной литературы в рамках отдельных учебных заведений с целью интенсивного их обмена между вузами, а также создавать авторские коллективы по изданию межвузовских серий учебников и учебных пособий.
100-106 32
Аннотация
В статье обсуждается общефилософское понимание поисково-исследовательско$ го диалога, предложена типология диалогов в педагогическом поисковом пространстве. Диалог рассматривается как средство добывания новых педагогических знаний, как форма многоплановой рефлексии участниками своих позиций, идей и подходов, а также как форма исследовательской кооперации.
106-112 106
Аннотация
В статье обосновывается необходимость выделения в структуре профессиональной культуры преподавателя оценочной компетенции, значимость которой значительно возросла в последние годы в связи с потребностью в разработке фондов оценочных средств, ориентированных на выявление уровней сформированности компетенций студентов и проведение процедур оценки их достижений.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

119-127 32
Аннотация
В статье описан опыт ИИТО ЮНЕСКО по созданию новых профессиональных квалификационных характеристик педагога в условиях перехода к цифровой педагогике в открытой глобальной образовательной среде. Выпущенный ЮНЕСКО на многих языках документ «Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕCКО» стал основой для разработки национальных(региональных) стандартов ИКТ-компетентности учителей и выработки понятной национальной (региональной) политики в этой области.
127-134 109
Аннотация
В статье представлены результаты проекта Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Открытые образовательные ресурсы (ООР) в неанглоязычных странах» за 2010-2014 гг. Основные цели проекта - продвижение открытых образовательных ресурсов и развитие навыков по их созданию, совместному использованию и распространению в государствах$членах ЮНЕСКО. В рамках проекта проведен анализ потребностей, потенциала, возможностей и проблем, возникающих при создании и использовании ООР, на основе которого разработаны рекомендации по расширению их применения в образовательной практике.На первом этапе реализации проекта в центре внимания были образовательные ресурсы на русском и на национальных языках стран СНГ и Балтии. Проблемы и перспективы развития ООР были изучены в республиках Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова, Казахстан и Узбекистан, в Российской Федерации, Украине, Латвии и Литве. Системный обзор национальной политики в области использования ИКТ в образовании, состояния развития образовательного контента, прав интеллектуальной собственности, основных достижений и проблем представлен в монографии«СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам», в которой также сформулированы общие рекомендации по расширению использования ООР. Впоследствии в рамках проекта было проанализировано состояние дел в области ООР в Японии, Китае, Бразилии, Монголии, Турции, Вьетнаме и других странах. Эти исследования позволили углубить понимание моделей развития ООР в неанглоязычных странах и систематизировать наиболее эффективные механизмы продвижения ООР. В 2010- 2014 гг. были проведены исследования в 19 неанглоязычных странах. ИИТО ЮНЕСКО изданы аналитические записки «Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования» и «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности». Для продвижения открытых лицензий в 2011 г. совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» проведен международный семинар «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности» и совместно с Институтом развития информационного общества - международный семинар по вопросам использования открытых лицензий в странах СНГ. В апреле 2012 г. ИИТО ЮНЕСКО совместно с Министерством образования, культуры и науки Монголии, Агентством по интеллектуальной собственности Монголии и Монгольским университетом науки и технологии организовал семи$ нар по вопросам прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в 2012 г. Институт участвовал во Всемирном Конгрессе по открытым образовательным ресурсам, участники которого приняли Парижскую Декларацию по ООР, призывающую государства$члены ЮНЕСКО поддерживать разработку и использование ООР.
135-146 135
Аннотация
В статье представлены материалы, соответствующие важнейшим направлениям развития новых форм онлайн$обучения в системе высшего образования. Материалы подготовлены на основе исследований, проведенных ИИТО ЮНЕСКО за период с 2010 по 2014 гг. по актуальным проблемам и тенденциям использования массовых открытых онлайн-курсов как новых форм дистанционного образования. Статья также содержит анализ трансформации современных учебных платформ в условиях развития WEB 2.0 как информационно-образовательных сред, соответствующих требованиям формирующегося глобального общества знаний. Новые ИКТ меняют образовательную среду, формируют глобальные университетские сообщества, открывают высшее образование всем людям для обучения на протяжении жизни, обеспечивают обмен знаниями и способствуют созданию новых знаний, а также создают передовые инструменты образовательной деятельности.
147-152 39
Аннотация
В статье представлена модель взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО с сетью кафедр ЮНЕСКО и межуниверситетской сетью УНИТВИН РАО по применению ИКТ в образовании и инновационной педагогике. Рассмотрены основные направления сотрудничества для решения актуальных задач информатизации образованияи профессионального развития педагогических работников на основе применения ИКТ. Общая схема взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО и участников сети предполагает формирование базовых площадок или координационных центров, обеспечивающих проведение соответствующих исследований и реализацию практических задач.
153-157 34
Аннотация
В статье представлены основные направления сотрудничества между ИИТО ЮНЕСКО и сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании. Участниками пилотного проекта ИИТО ЮНЕСКО и ассоциированных школ ЮНЕСКО «LFF - Learning For the Future / Обучение для будущего» являются 42 школы в 14 государствах-членах ЮНЕСКО, а его результаты в настоящее время начинают активно внедряться в школах России для установления партнерских связей и реализации совместных учебных и исследовательских проектов.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

158-163 31
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития студенческой субъектности в процессе реформирования образовательной системы. Авторы отмечают перераспределение субъектности между участниками образовательного процесса в условиях усиления «студентоцентрированного» подхода в обучении, предполагающего интерактивность и отход от традиционалистских интенций впозиционировании студента в процессе обучения только в качестве объекта. Современный образовательный процесс представляется как субъект-субъектное взаимодействие, в котором студент не только подвержен некоторому информационному воздействию, но и оказывает влияние, пусть и косвенное, на преобразование образовательной системы изнутри. В качестве эмпирической базы использованы результаты социологических исследований среди студентов и преподавателей Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА).
163-167 23
Аннотация
В статье анализируется роль студенческой молодежи в развитии общества, подводятся итоги реализации Программы развития деятельности студенческих объединений в 2012-2013 гг. в Волгоградском государственном техническом университете.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)