Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация

Исследование направлено на выявление связи между учебной мотивацией и успеваемостью. В качестве теоретической рамки выступила теория самодетерминации, выделяющая несколько типов мотивации и указывающая на их связь с когнитивными и поведенческими последствиями. В работе используются данные, собранные по двум волнам лонгитюдного проекта среди студентов бакалавриата, поступивших в 2014 г. на шесть направлений подготовки. Медиационный анализ показал, что учебная мотивация (общая и ситуативная) имеет не прямое, а опосредованное влияние на успеваемость. В качестве медиатора, который опосредует воздействие учебной мотивации на успеваемость, выступает учебная активность. Студенты, проявляющие большую самостоятельность в обучении, и учащиеся, ради интереса и удовольствия участвующие в активных учебных практиках, получают более высокие оценки по сравнению с теми, кто проявляет меньшую самостоятельность и ориентируется на внешние стимулы.

Об авторе

Татьяна Вадимовна Семенова
Центр социологии высшего образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Komarraju M., Karau S.J., Schmeck R.R. Role of the Big Five personality traits in predicting college students' academic motivation and achievement // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. № 1. Pp. 47-52.

2. Pintrich P.R., De Groot E.V. Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance // Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 82. № 1. Pp. 33-40.

3. Lepper M.R., Corpus J.H., Iyengar S.S. Intrinsic and extrinsic motivational orientations in the classroom: age differences and academic correlates // Journal of Educational Psychology. 2005. Vol. 97. № 2. Pp. 184-196.

4. Vallerand R.J., Bissonnette R. Intrinsic, extrinsic, and amotivational styles as predictors of behavior: A prospective study // Journal of Personality. 1992. Vol. 60. № 3. Pp. 599-620.

5. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents // Psychological Science. 2005. Vol. 16. № 12. Pp. 939-944.

6. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология обучения. 2012. № 1. C. 33-48.

7. Семенова Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185-194.

8. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. №1. Pp. 54-67.

9. Deci E.L., Vallerand R.J., Pelletier L.G., Ryan R.M. Motivation and education: The self-determination perspective // Educational Psychologist. 1991. Vol. 26. №3-4. Pp. 325-346.

10. Goldberg M.D., Cornell D.G. The influence of intrinsic motivation and self-concept on academic achievement in second- and third-grade students // Journal for the Education of the Gifted. 1998. Vol. 21. № 2. Pp. 179-205.

11. MitchellJr.J.V. Interrelationships and Predictive Efficacy for Indices of Intrinsic, Extrinsic, and Self-Assessed Motivation for Learning // Journal of Research and Development in Education. 1992. Vol. 25. №3. Pp. 149-155.

12. Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. Extrinsic rewards and intrinsic motivation: Clear and reliable effects // Unpublished manuscript. University of Rochester, 1998.

13. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентиев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.

14. Jang H., Kim E.J., Reeve J. Longitudinal test of self-determination theory's motivation mediation model in a naturally occurring classroom context // Journal of Educational Psychology. 2012. Vol. 104. №4. Pp. 11751188.

15. Greene B.A. Miller R.B., Crowson H.M., Duke B.L., Akey K.L. Predicting high school students' cognitive engagement and achievement: Contributions of classroom perceptions and motivation // Contemporary Educational Psychology. 2004. Vol. 29. № 4. Pp. 462-482.

16. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Эффект самоотбора при формировании онлайн-панели: опыт первого года лонгитюдного исследования студентов НИУ ВШЭ // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под общ. ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: ООО «Онлайнмаркетинтел-лидженс», 2016. С. 237-266.

17. MacKinnon D.P. Introduction to Statistical Mediation Analysis. New York: Erlbaum, 2008.

18. Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Vallieres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52. № 4. Pp. 10031017.

19. Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briиre N.M., Senecal C., Vallieres E.F. On the assessment of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education: Evidence on the concurrent and construct validity of the Academic Motivation Scale // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53. № 1. Pp. 159-172.

20. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. № 4. С. 96-107.

21. Grolnick W.S., Ryan R.M. Autonomy in children's learning: an experimental and individual difference investigation // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. № 5. Pp. 890-898.

22. Ryan R.M., Connell J.P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 5. Pp. 749-761.

23. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 3. C. 33-45.

24. Terman L.M., Oden M.H. The gifted group at mid-life: thirty-five years' follow-up of the superior child // Genetic Studies of Genius. Stanford University Press, 1967.


Рецензия

Просмотров: 596


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)