Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 7 (2016)

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-16 43
Аннотация
При публикации статьи по тематическому направлению "Образование" часто встает проблема выбора научного периодического издания и оценки его места в глобальном мире научных периодических изданий. Простое сопоставление мест, занимающих журналами образовательной тематики и смежных исследований в российских рейтингах, а также в ресурсах, подход которых к отбору и оценке журналов позволяет им называться рейтингами журналов, не всегда дает однозначные результаты. Предпринятый в статье анализ показал, что ни один из ресурсов не оперирует всем спектром авторитетных журналов в анализируемом направлении и поэтому не может быть универсальным инструментом в этой области.
17-24 39
Аннотация
В статье обосновывается вывод о необходимости наращивания возможностей системы высших военных учебных заведений и учебных военных центров гражданских вузов по обеспечению постоянно возрастающих требований Министерства обороны РФ к подготовке офицерских кадров. Разработанная ННГУ им. Н.И. Лобачевского модель целевой подготовки офицеров для военной службы по контракту предполагает реализацию инновационной образовательной траектории на базе гражданского вуза, имеющего в своем составе военную кафедру (факультет военного обучения). Предлагаемая модель дает возможность вести обучение офицера по двум разным направлениям подготовки высшего образования. Инновационная модель представлена для варианта подготовки офицеров по направлению «Зарубежное регионо-ведение» (бакалавриат) с последующим обучением по направлению подготовки «Психология» (магистратура). Реализация инновационной модели не требует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

25-37 108
Аннотация
Исследование направлено на выявление связи между учебной мотивацией и успеваемостью. В качестве теоретической рамки выступила теория самодетерминации, выделяющая несколько типов мотивации и указывающая на их связь с когнитивными и поведенческими последствиями. В работе используются данные, собранные по двум волнам лонгитюдного проекта среди студентов бакалавриата, поступивших в 2014 г. на шесть направлений подготовки. Медиационный анализ показал, что учебная мотивация (общая и ситуативная) имеет не прямое, а опосредованное влияние на успеваемость. В качестве медиатора, который опосредует воздействие учебной мотивации на успеваемость, выступает учебная активность. Студенты, проявляющие большую самостоятельность в обучении, и учащиеся, ради интереса и удовольствия участвующие в активных учебных практиках, получают более высокие оценки по сравнению с теми, кто проявляет меньшую самостоятельность и ориентируется на внешние стимулы.
38-44 39
Аннотация
В статье на основе данных социологических опросов рассматриваются ключевые вопросы изучения и преподавания истории в системе высшего образования Российской Федерации. Дается характеристика уровня исторических знаний студентов и их отношения к учебному предмету «История ». Анализ проводится дифференцированно по укрупненным группам специальностей (гуманитарные и технические).
45-54 95
Аннотация
Статья описывает результаты международного исследования предпринимательских намерений студентов, специализирующихся в индустрии туризма и гостеприимства. В процессе согласованного анкетирования и дальнейшей обработки полученных данных были выявлены факторы, оказывающие влияние на предпринимательские намерения. Склонность к созданию нового бизнеса студентов из России, Португалии, Польши, Литвы и Омана статистически значимо не различается. Мужчины более склонны к предпринимательской деятельности, чем женщины. Для студентов склонность к предпринимательству мотивируется прежде всего привлекательностью этой деятельности. Отрицательные факторы не являются существенными, не оцениваются как барьер на пути создания бизнеса. На склонность к созданию нового бизнеса позитивно влияют предпринимательские ценности значимой группы, вера в возможность обеспечить свою личную (психологическую) и социальную безопасность, а также предпринимательское образование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

55-66 121
Аннотация
В статье раскрывается потенциал использования открытых онлайн-курсов в высшем образовании с целью повышения его эффективности и доступности. Рассматриваются организационные и методические аспекты развития электронного обучения в вузах, анализируются барьеры и предпосылки внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс, дается оценка экономических последствий внедрения электронного обучения. На основе изучения лучших зарубежных и российских практик авторы предлагают возможные варианты использования онлайн-курсов при реализации программ высшего образования, а также организационно-финансовые схемы взаимодействия между вузами.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

88-94 30
Аннотация
Определяются изменения в современном образовании: доминирование обучения над воспитанием, разделение обучения и образования и появление различия между знанием и информацией. Утверждается необходимость нового понимания образования, основанного на идее непрерывности, - концепции личностного проективного образования. Главной задачей образования становится умение работать с информацией - полуфабрикатом, из которого необходимо получить нужное знание. Формулируются принципы работы с информацией. Вводится понятие личной истины как результата работы с информацией.
95-102 40
Аннотация
В статье предложена методика анализа основных аспектов профессиональной деятельности преподавателя вуза и представлены результаты ее апробации. В основе анализа - соотношение аспектов деятельности по двум шкалам: субъективной значимости для педагога и временной затратности на их реализацию. Выявление наиболее значимых аспектов позволяет определить те из них, которые наполнены личностным смыслом для преподавателей. Одним из факторов, обусловливающих возможность практического воплощения этих смыслов, выступает временной ресурс, используемый на реализацию того или иного аспекта деятельности. Таким образом, в пространстве профессиональной деятельности удается выявить различные зоны - от «благополучных », где отсутствует существенное рассогласование между значимостью и затратностью, до конфликтных, куда входят такие аспекты деятельности, где между этими двумя показателями наблюдается значительный разрыв, свидетельствующий о наличии смыслового конфликта.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

107-116 22
Аннотация
В статье рассмотрены основные направления развития Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) в качестве опорного университета Волгоградской области. Приведены миссия, стратегическая цель и задачи опорного университета, дана характеристика качественных прорывов в области образовательной и научной деятельности, формирования благоприятной деловой среды университета. Прогнозируются перспективы реализации программы развития ВолгГТУ для социально-экономической ситуации в Волгоградской области.
117-126 48
Аннотация
Стартовав в 2015 г., конкурс по созданию сети опорных региональных университетов в России привлек широкое внимание академической общественности и профессиональных сообществ. Целью данного конкурса является формирование эффективной и конкурентоспособной сети опорных университетов, которые должны стать драйвером социально-экономического развития соответствующих регионов в ближайшие три-пять лет. Вместе с тем в рамках внутренних интеграционных преобразований, которые имеют место в процессе слияния региональных университетов в опорные, возникает немало сложностей и вопросов. Одним из наиболее актуальных и первостепенных является вопрос организации эффективной системы управления вузом «нового типа», поскольку именно на нее будет опираться дальнейшая «передовая» деятельность опорного университета. В статье на основе анализа внешних рыночных условий функционирования вуза и внутренних факторов представлены предложения по модернизации системы управления региональным опорным университетом.
127-136 29
Аннотация
В статье рассмотрены сложившиеся в ВолгГТУ традиции воспитания будущих инженеров, представлен опыт университета по организации воспитательной деятельности, развитию социокультурной среды вуза. Авторы анализируют целевые установки, структуру, педагогическую и финансовую обеспеченность системы управления воспитательной работой, ее результаты.
137-142 18
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования единой информационной среды опорного университета. Анализируется текущее состояние инфраструктуры информационных технологий, информационной научно-образовательной среды Волгоградского государственного технического и Волгоградского архитектурно-строительного университетов, на базе которых создается региональный опорный вуз. Описаны пути объединения информационных систем университетов, перспективы развития сайта опорного университета, университетского портала. Особое внимание уделено вопросам повышения уровня информационной грамотности преподавателей и сотрудников вуза.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

143-151 26
Аннотация
Рассмотрено содержание педагогической поддержки последовательных этапов процесса профессионального самоопределения (профориентации, пропедевтики, идентификации, индивидуализации, апробации, персонификации и автономизации) учащихся высшей школы, направленной на формирование их субъектной позиции в образовательном пространстве вуза. В основных положениях модели даны определения педагогической поддержки профессионального самоопределения, субъектности учащихся, приведены индикаторы процесса субъективизации. Показано, что педагогическая поддержка профессионального образования в образовательном пространстве вуза может быть механизмом гармонизации требований современного и перспективного рынка труда и личностных потребностей учащихся высшей школы.
152-160 20
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки исполнителей с потерей зрения в специализированном фортепианном классе. Авторами статьи выделяются три основных этапа, на которых наиболее остро проявляется специфика обучения незрячих пианистов: этап ознакомления с музыкальным произведением, этап работы над произведением и этап сценических репетиций и выступления на концертной эстраде. Акцентируется внимание на вопросах выбора репертуара, особенностях разучивания нотного текста по системе Луи Брайля, роли совместных прослушиваний записей с преподавателем, на различных образных ассоциациях с целью формирования у невидящего исполнителя целостного образа, на необходимости фокусировки на фактурно-тембровых составляющих музыкальной ткани произведения, значении достаточного количества сценических репетиций перед выступлением. Авторами делается вывод о реальности подготовки невидящих музыкантов к профессиональной деятельности.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

161-167 17
Аннотация
В статье представлен опыт Алтайского государственного университета по использованию культурного наследия для повышения уровня владения русским языком россиянами и мигрантами в России, а также для изучения русского языка в центрально-азиатских странах. Обращено внимание на то, что качество языкового университетского образования сегодня становится одним из факторов продвижения русского языка как иностранного. В качестве одного из действенных решений предлагается включение в число направлений подготовки в Университете ШОС лингвистики как базы для интегрированного обучения языкам.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)