Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ТЕКСТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Полный текст:

Аннотация

Идеологическим основанием представленного в статье исследования выступают положения о семиотическом опосредовании отношений человека с миром и о ключевой роли образования как института селекции и трансмиссии семиотических медиаторов. Главная проблема, обсуждаемая здесь: можно ли говорить о рассогласовании между нарастающим процессом визуализации культуры, обусловленной развитием технологий, опирающихся преимущественно на образный код, и доминирующими в образовании формами взаимодействия. В экспериментальной ситуации, моделирующей в образовательных обстоятельствах семиотический конфликт между текстуальным и визуальным посредниками, обнаружена общая тенденция «поглощения образа словом», которая воплощается в когнитивных и социально-поведенческих феноменах. Разработка педагогической концепции, которая устанавливала бы паритетный характер медиаторных отношений и способствовала бы тем самым расширению и диверсификации дискурсивного репертуара образования, составляет перспективную задачу исследования.

Об авторах

Александр Андреевич Полонников
Белорусский государственный университет
Россия


Ольга Николаевна Калачикова
Томский государственный университет
Россия


Дмитрий Юрьевич Король
Белорусский государственный университет
Россия


Наталья Дмитриевна Корчалова
Белорусский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Нанси Ж.-Л. Складка мысли Делеза // Vita cogitans. 2007. № 5. С. 149-156.

2. Rancew-Sikora D. Analiza konwersacyjna jako metoda badania rozmow codziennych. Warszawa: TRIO, 2007. 152 s.

3. Филиппов А. Развивая теорию событий. Статья первая. Дидактический эксперимент // Социологическое обозрение. Т. 10. 2011. № 1-2. С. 6-18.

4. Bassey M. Case study research in educational settings. Buckingham : Open University Press, 1999. 192 р.

5. Grzymaia-Kaziowska A. Socjologicznie zorientowana analiza dyskursu na tle wspolczesnych badan nad dyskursem // Kultura i Spoleczenstwo. 2004. № 48(1). S. 13-34.

6. Бекус-Гончарова Н.Э., Король Д.Ю. Коммуникация и культурогенез современности: метафоры субъективности // Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / Под ред. М.А. Русаковского. Мн.: БГУ, 2004. С. 94-97.

7. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. 432 с.

8. Szkudliarek T. Media. Szkic z filozofii i pedagogiki dystansu. Krakow: Impuls, 2009.151 s.

9. Konecki K.T. Wizualna teoria ugruntowana. Podstawowe zasady i procedury // Przeglad Socjologii Jakosciowej. 2012. T. VIII. № 4. S. 12-45.

10. Mitchell W. J. T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 408 p.

11. Геллер Л. Экфрасис, или Обнажение приема. Несколько вопросов и тезис // «Невыразимое выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / Сост. и науч. ред. Д.В. Токарев. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 44-60.

12. Drabek M. Dominacja wzroku. Kryzys pisma po zwrocie wizualnym // Kultura - Historia - Globalizacja. 2010. № 8. S. 37-46.

13. Kozielska M. Edukacja akademicka w spoleczenstwe informacyjnym // Edukacja Jutra. Tatrzanskie seminarium naukowe. Wroclaw, 2004. S. 95-100.

14. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: КАНОН-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.

15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

16. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. Vol. 9. 2001. No. 5. URL: www.marcprensky.com/writing/Prensky.pdf.

17. Анкерсмит Ф. Р. Нарративная логика.Семантический анализ языка историков. М.: Идея Пресс, 2003. 360 с.

18. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2010. 150 с.

19. Токарев Д.В. Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса («Мертвый Христос» Гольбейна-Достоевского и «Сикстинская мадонна» Рафаэля-Жуковского) // «Невыразимое выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / Сост. и науч. ред. Д.В. Токарев. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 61-109.

20. Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 1999. 332 с.

21. Барт Р. Camera lucida. М.: Ad Marginem, 1997. 224 с.

22. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.

23. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.

24. Фуко М. Это не трубка. М.: Художественный журнал, 1999. 152 с.

25. Szkudlarek T. Wiedza i wolnosc w pedagogice amerykanskiego postmodernismu. Krakow: Impuls, 2009. 246 s.


Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)