Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 10 (2016)

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-15 32
Аннотация
В статье представлена методика оценки возможности создания/функционирования диссертационных советов на базе организаций, подведомственных Минобрнауки России. Согласно положениям, регламентирующим процедуру создания диссертационного совета, для его открытия необходимо согласие учредителя организации. На этом этапе учредитель должен оценить квалификационный уровень создаваемого диссертационного совета. Предлагаемая методика такой оценки опирается на показатели научного и кадрового потенциала организации как в целом, так и в разрезе отраслей науки и групп научных специальностей в сравнении со значениями показателей по всем подведомственным организациям. Методика предлагает ранжирование организаций и деление их на три группы, которые определяют возможность создания самостоятельного или объединенного диссертационного совета на базе организации.
16-23 61
Аннотация
В статье обсуждаются особенности и достоинства профессионального стандарта как документа нового типа, представляющего актуальную информацию о требованиях к современным квалификациям. Авторы рассматривают основные направления применения профессиональных стандартов при формировании кадровой политики образовательной организации.
5-15 26
Аннотация
В статье представлена методика оценки возможности создания/функционирования диссертационных советов на базе организаций, подведомственных Минобрнауки России. Согласно положениям, регламентирующим процедуру создания диссертационного совета, для его открытия необходимо согласие учредителя организации. На этом этапе учредитель должен оценить квалификационный уровень создаваемого диссертационного совета. Предлагаемая методика такой оценки опирается на показатели научного и кадрового потенциала организации как в целом, так и в разрезе отраслей науки и групп научных специальностей в сравнении со значениями показателей по всем подведомственным организациям. Методика предлагает ранжирование организаций и деление их на три группы, которые определяют возможность создания самостоятельного или объединенного диссертационного совета на базе организации.
16-23 29
Аннотация
В статье обсуждаются особенности и достоинства профессионального стандарта как документа нового типа, представляющего актуальную информацию о требованиях к современным квалификациям. Авторы рассматривают основные направления применения профессиональных стандартов при формировании кадровой политики образовательной организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

24-36 64
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы проектирования основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме образовательными или научными организациями, имеющими лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Представлены модели сетевых программ, разработанные в сети федеральных университетов: «двойной диплом», «ресурсный центр», «партнерская сеть», «горизонтальное взаимодействие». Приведены примеры сетевых образовательных программ бакалавриата и магистратуры, разработанные и успешно реализуемые по модели «партнерская сеть».
37-47 61
Аннотация
На примере Северо-Восточного федерального университета показано, что решение задач инновационного развития региона, учет требований и интересов основных стейкхолдеров предполагает значительные институциональные изменения и трансформацию роли вузов в развитии регионов. Университет начинает выполнять новые роли как центр генерирования новых знаний, идей и инициатив, аккумулирования научно-технического потенциала регионов, как институт урбанистики, «фабрика мысли» и центр притяжения наукоемких отраслей экономики в регион. В этих условиях меняется характер управления развитием вуза, которое направлено в первую очередь на развертывание новых практик, усиливающих его конкурентные позиции. В статье раскрыты отдельные направления трансформации роли вуза на примере СВФУ.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

48-61 42
Аннотация
Идеологическим основанием представленного в статье исследования выступают положения о семиотическом опосредовании отношений человека с миром и о ключевой роли образования как института селекции и трансмиссии семиотических медиаторов. Главная проблема, обсуждаемая здесь: можно ли говорить о рассогласовании между нарастающим процессом визуализации культуры, обусловленной развитием технологий, опирающихся преимущественно на образный код, и доминирующими в образовании формами взаимодействия. В экспериментальной ситуации, моделирующей в образовательных обстоятельствах семиотический конфликт между текстуальным и визуальным посредниками, обнаружена общая тенденция «поглощения образа словом», которая воплощается в когнитивных и социально-поведенческих феноменах. Разработка педагогической концепции, которая устанавливала бы паритетный характер медиаторных отношений и способствовала бы тем самым расширению и диверсификации дискурсивного репертуара образования, составляет перспективную задачу исследования.
62-70 85
Аннотация
В статье рассматривается идеология «медленной науки », получившая широкое распространение среди зарубежных академических профессионалов в ответ на неоменеджериалистские реформы высшей школы, повлекшие за собой трансформацию бюджетов времени университетских преподавателей и исследователей и ослабление профессиональных свобод. Представлен обзор ключевых текстов, артикулирующих основные идеи этой идеологии, и обсуждаются перспективы ее рецепции и адаптации к российскому контексту. Отмечается, что проблематика режимов трудовой деятельности российских академических профессионалов и, в частности, бюджетов их рабочего времени является важной темой, которая пока не получила должного рассмотрения в академической литературе.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

71-78 45
Аннотация
Проанализирована значимость отдельных позиций ныне действующего рейтинга преподавателя (РП) в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ), разработанного в данном образовательном учреждении в 2014 г. Констатировано, что наиболее значимый (в цифровом выражении) вклад в РП может быть внесен за счет публикации научных статей в журналах с высоким импакт-фактором, индексируемых в базах данных цитируемости Web of Science и (или) Scopus, а также и за счет изобретательской деятельности. Отмечено также, что практически у всех преподавателей КНИТУ, имеющих высокое (более 1000) значение РП, решающий вклад в него был внесен благодаря именно активной научной деятельности.
79-92 48
Аннотация
Статья представляет собой комментарий к докладу директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) О.А. Решетниковой на тему «Контрольные измерительные материалы государственной итоговой аттестации. Особенности и пути развития» на научно-исследовательском семинаре «Измерения в социальных науках» в НИУ ВШЭ и содержит предложения по повышению эффективности процедур измерения и оценивания результатов обучения в зависимости от целей применения этих процедур.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА. 85 ЛЕТ ВЫСШЕМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОРДОВИИ

94-100 101
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления модернизации научно-образовательного процесса и социальной инфраструктуры Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева как концептуального центра социально-экономического развития региона, вуза, являющегося кузницей педагогических кадров для сферы образования, культуры, физической культуры и спорта в регионе.
101-106 33
Аннотация
В статье проанализирован и обобщен опыт работы педагогического вуза по разработке инструментария для оценки знаний студентов и по внедрению технологий независимого мониторинга образовательных результатов и качества образования.
107-112 80
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные аспекты деятельности базовых кафедр педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. Отмечается роль базовой кафедры в повышении качества профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с внедрением в национальную систему образования новых ФГОС и профессионального стандарта. Внимание фокусируется на основных направлениях деятельности базовых кафедр педагогического вуза в условиях регионального образовательного кластера: обновление содержания профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда, координация учебно-методической и научно-исследовательской деятельности образовательных организаций высшего и общего образования, усиление практической направленности подготовки педагогических кадров, научно-методическое сопровождение непрерывного педагогического образования, содействие профессиональной адаптации и трудоустройству выпускников.
113-118 56
Аннотация
В статье раскрываются содержательные и процессуальные аспекты государственной итоговой аттестации магистрантов профиля «Педагогика высшей школы», приведены примеры оригинальных практико-ориентированных заданий для аттестационных испытаний, а также средств их оценивания.
119-124 87
Аннотация
В статье представлен опыт подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования, накопленный на кафедре специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Рассмотрены различные уровни и варианты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, педагогов), ориентированные на развитие, образование, социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе образовательных организаций общего и профессионального образования.
125-129 18
Аннотация
Филологический факультет МГПИ им. М.Е. Евсевьева является местом обмена опытом и обсуждения актуальных проблем, связанных с введением новых стандартов для учителей, руководителей школ, их заместителей, ведущих специалистов управления образованием. Данная статья посвящена вопросам взаимодействия образовательных организаций в системе непрерывного филологического образования. Взаимодействие постепенно приобретает характер сотрудничества: образовательные учреждения делают запросы по организации и проведению мероприятий, демонстрируют результаты совместной работы с вузом на планируемых мероприятиях. Многие из проводимых мероприятий имеют резонанс в профессиональной среде республики, вызывают интерес педагогической общественности и становятся регулярными (цикл семинаров-практикумов, мастер-классы и др.). Научно-практические организационные формы совместной работы позволяют реализовывать деятельность консультативного, экспертно-диагностического, методического характера, а также обобщать передовой педагогический опыт.
130-135 108
Аннотация
В статье представлена модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку в педагогическом вузе. Главная цель предлагаемой модели - создание педагогических условий для совершенствования личности студента, способной осознанно и мотивированно приобрести лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции для осуществления иноязычного, культурного и профессионального общения. Обосновывается вывод об эффективности выявленных педагогических условий, направленных на повышение уровня владения иностранным языком. Обсуждаются возможные методы и средства обучения и организационные формы учебного процесса. Отмечается, что в рамках спроектированной модели результатом работы по реализации разноуровневого обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогического вуза является повышение уровня владения иностранным языком.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

136-143 13
Аннотация
В статье подведены итоги первого года приема комплексного экзамена для мигрантов, проводимого при участии российских вузов. На примере регионального университета обобщен опыт проведения комплексного экзамена. Авторы проанализировали географический состав участников экзамена и выявили региональную специфику участников. Сопоставлены результаты тестирования в разрезе видов экзамена и разных групп мигрантов. Приведены примеры ошибок в содержании контрольно-измерительных материалов по русскому языку, истории России и законодательству Российской Федерации, сделаны выводы о необходимости их доработки. В статье представлены экспертные позиции по поводу необходимости изменения сложности экзамена. Обобщены методические и организационные проблемы проведения тестирования трудовых мигрантов.
144-147 38
Аннотация
В статье обсуждается актуальная проблема адаптации молодежи к требованиям высших учебных заведений. Выявлены основные аспекты в развитии и становлении личности студента, которые оказывают решающее влияние на его успешность как в формировании профессиональных компетенций, так и в будущей трудовой деятельности. На основе результатов проведенного социологического исследования предложены тактика и стратегия, обеспечивающие оптимальную адаптацию студента к учебе в вузе.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

148-153 28
Аннотация
В статье описаны педагогические технологии социокультурной интеграции иностранных студентов, апробированные в ходе российско-китайского образовательного сотрудничества. При разработке педагогических технологий был использован системный подход как общенаучный метод, теоретические методы (анализ, индукция и дедукция), а также эмпирические методы (наблюдение, педагогический эксперимент). В результате исследования разработаны две педагогические технологии социокультурной интеграции иностранных студентов: технология самоопределения личности в иноязычном обществе и культуре, организующая выбор личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в новых социокультурных условиях, и технология педагогической поддержки личности при социализации и аккультурации, направленная на интеграцию личности в иноязычный социум. Технологии прошли успешную апробацию в процессе стажировок российских студентов в КНР, а также в процессе обучения китайских студентов в России.
154-161 18
Аннотация
В статье дается оценка роли международного волонтерства в развитии университетов, рассматриваются характеристики экономического, культурного и социального капитала студентов российских вузов, имеющих опыт участия в международных волонтерских проектах. На основе результатов социологического исследования - онлайн-опроса студентов ведущих вузов РФ, имеющих опыт волонтерства (N=930;2015), выделены значимые характеристики и отличительные черты общности студентов-волонтеров с опытом участия в международных проектах, дана оценка их культурных, социальных и экономических ресурсов.
162-168 37
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о соответствии методической готовности преподавателя технического вуза к реализации образовательных курсов на английском языке современным требованиям к качеству подготовки специалиста-выпускника. Авторы анализируют систему повышения квалификации преподавателей технического вуза, направленную на разработку образовательного курса на английском языке. Система включает три программы повышения квалификации, ориентированные на обеспечение преподавателя технического вуза необходимым педагогическим инструментарием для проектирования и реализации образовательного курса нелингвистического профиля на английском языке. Авторы представляют свое видение дизайна "смешанного" образовательного курса на английском языке для иностранных студентов. Успешная апробация курса подтверждает качество программ повышения квалификации по данному направлению.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)