Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Полный текст:

Аннотация

Исследуется спектр проблем формирования элиты инженерного корпуса, обобщается опыт реализации новых институциональных форм подготовки STEM-магистрантов и аспирантов (STEM - Science, Technology, Engineering, Mathematics). Отвечая на запросы региональной экономики, высшее техническое образование в первую очередь ориентировано на удовлетворение потребностей конкретных производств. Реализация практико-ориентированных программ подготовки бакалавров позволяет ликвидировать социальный разр^^в между присущими выпускникам вузов притязаниями на повышенный социальный статус и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании. Удовлетворение текущих потребностей промышленных предприятий в квалифицированных, подготовленных «под заказ » специалистов не снимает проблему подготовки инженерных кадров на будущее, «на вырост » региональной промышленности. Возникает противоречие между традициями массового инженерного образования и инновационной, элитарной подготовкой инженерных кадров. Аспирантура и магистратура являются институциональными каналами рекрутирования и дальнейшего формирования будущей инженерной элиты. В статье описываются результаты исследования мнений, мотивов и профессиональных планов респондентов, уже имеющих базовое инженерное образование и сделавших выбор в пользу дальнейшего обучения по трудоёмким инженерным программам, а также даются оценки инженерным сообществом соответствия институциональных моделей магистерской и аспирантской подготовки запросам р^1нка труда. Выводы основаны на анализе материалов опроса инженеров и работодателей крупных промышленных предприятий Уральского региона, преподавателей инженерных дисциплин вузов Свердловской области, магистров и аспирантов технических институтов Уральского федерального университета.

Об авторах

Людмила Николаевна Банникова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Людмила Николаевна Боронина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Юрий Рудольфович Вишневский
Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени / Под ред. Л.Н. Банниковой. Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2015. 364 с.

2. Bannikova L., Boronina L., Ronzhina D. Professional plans and career expectation of Stem-training areas masters // 9th International Technology, Education and Development Conference (Spain). 2-4 March, 2015. P. 2102 - 2109.

3. Перспективы взаимодействия производства и науки. Вып. 6. Кадровый потенциал российской науки: структура, карьерный рост, миграция / Ф.Э. Шереги [и др.]. М., 2012. URL: http://www.socioprognoz.ru/ publ.html?id=257

4. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 68 - 79.

5. Статистический сборник о работе в сфере послевузовского профессионального образования в 2012 году (аспирантура и докторантура в системе Минобразования России). СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2013.

6. Шестак В.П., Шестак Н.П. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. C. 22-34.

7. Формирование инженерной элиты индустриального региона: социологический анализ / Под ред. Л.Н. Банниковой, Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 216 с.

8. Рощин С.Ю. Реформа аспирантуры: первые шаги // Окна академического роста. 2013. № 8 (65). URL: http://www.hse.ru/ data/2013/05/14/1299906972/okna_65.pdf

9. Кузнецова, Т., Рудь В. Конкуренция, инновации и стратегии развития российских предприятий (результаты эмпирических исследований) // Вопросы экономики. 2013. № 12. С. 86 - 108.

10. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Шолина И.И. Опыт моделирования новых подходов и инструментов к оценке региональных потребностей в новой генерации инженерно-технических кадров // Инженерное образование. 2016. № 19. С. 122 - 128.


Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)