№ 11 (2016)
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Виктор Александрович Болотов,
Галина Николаевна Мотова,
Владимир Григорьевич Наводнов,
Ольга Евгеньевна Рыжакова
5-16 405
Аннотация
Статья посвящена созданию системы информирования общественности о качестве образования в стране. Рассмотрен подход к созданию системы мониторинга качества образовательной деятельности вуза, основанный на независимой оценке образовательных программ, описаны цели, задачи, принципы функционирования и основные показатели данного подхода.
17-27 418
Аннотация
В статье уточняется содержание понятия «работодатель». Отмечается, что наряду с институциональным подходом, в котором акцентируется внимание преимущественно на различных видах организаций, которые могут являться работодателями, важно учитывать и личностный подход. Это связано с тем, что на практике специалисты, выступая в качестве представителей работодателя, часто представляют только себя. Рассматриваются основные варианты участия работодателей в образовательном процессе, в том числе сравнительно новые: членство в специальных советах по образовательным программам, рецензирование выпускных квалификационных работ, участие в работе государственных экзаменационных комиссий и др. Они сопровождаются комментариями с учетом реально складывающейся практики, в частности, обращается внимание на нежелательность формирования государственных экзаменационных комиссий только из представителей работодателей.
28-37 539
Аннотация
В статье выявлена система практик социального взаимодействия, посредством которых в повседневной жизни отечественных университетов реализуется их сетевая активность. С опорой на ценностно-целевые ориентации определены явные и скрытые мотивы выбора вузом определенной практики взаимодействия внутри сетевого сообщества. Представлена авторская классификация принципов, определяющих природу взаимодействия акторов внутри сетевых сообществ. На основе данной классификации выделяются социальные практики сетевого партнерства, сетевой конкуренции и сетевого симулятора. Исходя из заявленной классификации, фиксируются предполагаемые бенефициары сетевой деятельности внутри сообщества. Исследуется механизм формирования сетевых симуляторов в научно-образовательном пространстве и феномен сетевого коллапса как неизбежного финала их существования. Раскрываются причины возникновения в социальных сетях с участием вузов сетевых симулякров.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
38-46 267
Аннотация
Статья посвящена исследованию отдельных аспектов отечественной системы образования. Внимание уделяется наличию формальных и неформальных механизмов, способствующих захвату регулирования и извлечению ренты действующими акторами. Проанализированы возможности оппортунистического поведения со стороны администрации высшего учебного заведения. Представлен анализ источников извлечения ренты, приведены примеры использования административного ресурса. В качестве источника ренты может выступать нецелевое использование институтов, реализованное через разнообразные механизмы. При этом источником формирования ренты могут служить как внутренние регулирующие документы, так и внешние по отношению к организации нормативные акты. В статье рассматриваются негативные тенденции, а также рост возможностей рентоориентированного поведения субъектов сферы образования.
47-54 814
Аннотация
В рамках дискуссии о компетентностном подходе в высшем образовании анализируются вопросы целеполагания и диагностирования целей высшего профессионального образования. Из сравнения традиционного и компетентностного подходов к постановке и реализации целей высшего профессионального образования обосновывается вывод о недостаточной методической разработанности реализации компетентностного подхода в образовательной практике вузов. Основная цель компетентностного подхода - развитие личности обучающегося - предполагает предварительное формирование у обучающихся устойчивой системы знаний, умений и навыков, а затем - на их основе - формирование компетенций. Однако в образовательной практике эта основная цель не достигается по причинам нехватки учебного времени, недостаточного методического обеспечения и слабой подготовленности профессорско-преподавательского состава. Обсуждаются типы профессиональной деятельности выпускников вуза и основные варианты учебной деятельности обучающихся. Отмечается, что в рамках стандартизации высшего образования творческие возможности компетентностного подхода в развитии личности обучающегося ограничены подготовкой исполнителя, что не соответствует сущности исследовательской деятельности, к которой подготавливаются магистры и особенно аспиранты. Констатируется, что границы применимости компетенций и компетентностного подхода в высшем образовании сегодня недостаточно определены, поскольку некорректно введены сами понятия.
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
55-65 324
Аннотация
Обсуждается вопрос социологического обеспечения проблемы и процедур рейтингования вузов. Приводятся данные о рейтингах вузов за 2015-2016 гг., дается социологическая интерпретация их динамики и обсуждаются условия оценивания в них отечественных вузов. Характеризуется обеспечение ускоренного продвижения в рейтингах НИЯУ МИФИ, занимающего ведущие позиции в отечественных и форсированно поднимающего свой статус в международных рейтингах. Предлагаются рекомендации по более корректному социологическому обеспечению критериев рейтингования, обсуждается перспектива создания и закрепления статуса отечественного рейтинга вузов.
66-71 297
Аннотация
Исходя из выдвинутой автором гипотезы об условиях эффективности рейтингов университетов, а также на основе анализа зарубежных исследований в этой области ставится цель определить, как информационная и мотивационная функции рейтингов реализуются по отношению к потребителям образовательных услуг российских вузов. Результаты опроса по выявлению информированности студентов о существующих рейтингах и факторов мотивации ими образовательного выбора частично совпадают с мировыми трендами. По мнению авторов, для того чтобы максимизировать действенность рейтингов за счет эффективной реализации их информационной и мотивационной функций, необходимо совершенствовать рейтинговые методологии в направлении их приближения к запросам потребителя, развивать механизмы интеграции рейтингов в систему репутационного менеджмента вузов, формировать у потребителей культуру использования их результатов.
72-78 397
Аннотация
В статье обосновывается необходимость участия вузов и вузовских ученых в международных вебометрических рейтингах. Рассмотрены изменения методики ранжирования в вебометрическом рейтинге WRWU в 2016 году, проведён подробный анализ ситуации. Отдельно рассмотрен один из четырёх параметров ранжирования - рейтинг профилей в Академии Google. Приведена статистика по результатам, объявленным летом 2016 г. Показано, что только у 2,7% университетов Российской Федерации настроены профили в Академии Google, что, несомненно, сказывается на интеграции русскоязычных ученых в мировое научное сообщество, а следовательно, и на известности и количестве цитирования их работ. Приведены общие рекомендации по продвижению в вебометрическом рейтинге. Рассмотрена методика и результаты вебометрического рейтинга репозиториев, в котором участвуют всего 2% российских университетов.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
79-87 433
Аннотация
В данной статье проанализированы проблемы подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление ». В целях оценки уровня востребованности выпускников этой специальности и выявления характерных именно для этой сферы объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников, авторами проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах по рассматриваемому направлению, а также молодых людей, уже освоивших приведенные образовательные программы. Задаваемые респондентам вопросы касались желания и возможности работать по специальности, значимости полученного диплома, удовлетворенности качеством образования, отношения к различным аспектам построения учебного процесса и т.д. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы приходят к выводу о решающей роли таких взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, как осознанность выбора профессии, индивидуальное восприятие учебного процесса, качество преподавания, прикладная составляющая обучения, в успешном трудоустройстве выпускников и практическом применении приобретенных знаний и умений. Анализ итогов опроса позволил определить мотивы поступления выпускников направления «Государственное и муниципальное управление » на соответствующую магистерскую программу, получить оценку выпускниками важности полученных в период обучения в бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления, на основе чего был разработан комплекс мер по увеличению востребованности выпускаемых специалистов в системе государственной и муниципальной службы и, как следствие, повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Приведенные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса в рамках этого направления, а также учтены при разработке и дополнении соответствующих образовательных программ.
88-96 353
Аннотация
Исследуется спектр проблем формирования элиты инженерного корпуса, обобщается опыт реализации новых институциональных форм подготовки STEM-магистрантов и аспирантов (STEM - Science, Technology, Engineering, Mathematics). Отвечая на запросы региональной экономики, высшее техническое образование в первую очередь ориентировано на удовлетворение потребностей конкретных производств. Реализация практико-ориентированных программ подготовки бакалавров позволяет ликвидировать социальный разр^^в между присущими выпускникам вузов притязаниями на повышенный социальный статус и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании. Удовлетворение текущих потребностей промышленных предприятий в квалифицированных, подготовленных «под заказ » специалистов не снимает проблему подготовки инженерных кадров на будущее, «на вырост » региональной промышленности. Возникает противоречие между традициями массового инженерного образования и инновационной, элитарной подготовкой инженерных кадров. Аспирантура и магистратура являются институциональными каналами рекрутирования и дальнейшего формирования будущей инженерной элиты. В статье описываются результаты исследования мнений, мотивов и профессиональных планов респондентов, уже имеющих базовое инженерное образование и сделавших выбор в пользу дальнейшего обучения по трудоёмким инженерным программам, а также даются оценки инженерным сообществом соответствия институциональных моделей магистерской и аспирантской подготовки запросам р^1нка труда. Выводы основаны на анализе материалов опроса инженеров и работодателей крупных промышленных предприятий Уральского региона, преподавателей инженерных дисциплин вузов Свердловской области, магистров и аспирантов технических институтов Уральского федерального университета.
97-102 301
Аннотация
В статье рассматриваются предложенные автором мероприятия по устранению причин неблагоприятной ситуации в системе высшего образования с привлечением и сохранением кадров молодых преподавателей. В настоящее время вузы не могут или не считают нужным в достаточной мере удовлетворять актуальные потребности молодых преподавателей, что приводит к постепенному старению преподавательского корпуса высшей школы. Проведенный анализ предложенного комплекса мер позволяет сделать вывод об усилении негативных тенденций в области привлечения и сохранения молодых преподавателей в вузе.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
103-110 388
Аннотация
В статье рассматривается процесс выстраивания международного образовательного сотрудничества в сетевом формате. Авторы характеризуют этапы создания зарубежного представительства вуза и модель сетевого взаимодействия в области образования на примере сотрудничества российского инженерного вуза с научно-образовательными центрами во Вьетнаме.
111-116 351
Аннотация
В статье, с опорой на ряд отечественных публикаций, рассматривается проблема становления у научно-педагогических работников (НПР) университетов России инновационных компетенций, необходимых в профессиональной области обучения иностранных студентов. Представлен кластер эксклюзивных компетенций НПР (толерантности, конвергентности, полимедийности, персонализации, международной стандартизации, дидактические), дана их качественная характеристика. Авторы указывают на необходимость проведения корпоративного межвузовского обсуждения функционального содержания эксклюзивных компетенций и их формирования в системе повышения квалификации НПР.
ЮБИЛЕЙ
125-134 341
Аннотация
В статье раскрыты этапы становления, традиции и результаты деятельности научно-педагогических школ университета им. П.Ф. Лесгафта. Подчёркнуто, что принцип единства учебной и научной работы, заложенный основателем вуза, продолжает оставаться базовым для современной научно-исследовательской и педагогической деятельности в вузе. Раскрыты перспективы научных исследований в рамках кластера «Трансляционная медицина».
135-142 374
Аннотация
Проведен анализ состояния профессионального образования в области физической культуры и спорта в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, тенденций его развития и ресурсного обеспечения. Представлены данные о приеме и контингенте обучающихся по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта, показана роль университета в подготовке соответствующих кадров для региона. Описана современная практика подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации для отрасли физической культуры и спорта.
Раиса Николаевна Терехина,
Елена Николаевна Медведева,
Елена Сергеевна Крючек,
Ирина Александровна Винер-Усманова
143-146 354
Аннотация
Количественные и качественные характеристики тренерских кадров являются существенными показателями возможностей страны в области подготовки высококвалифицированных гимнасток. Наша страна гордится целой плеядой выдающихся педагогов, которые прославили художественную гимнастику как вид спорта. Многие национальные федерации пользуются услугами российских тренеров, что способствует развитию художественной гимнастики в мире. Это свидетельствует об эффективности системы подготовки и повышения квалификации тренеров по художественной гимнастике в России. Прежде всего - это обучение в специальных учебных заведениях, а также повышение квалификации путём обобщения передового опыта ведущих педагогов в стране и мире. Подготовка тренеров должна вестись с учётом тех требований, которые предъявляет современная спортивная практика.
147-152 301
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы создания и развития физкультурного комплекса ГТО. Приводятся основные отличия прежнего комплекса от нового, введенного в действие 1 сентября 2014 г., его цели, задачи и принципы реализации. Особое внимание в статье уделено роли коллектива сотрудников НГУ им. П.Ф. Лес-гафта в разработке научно-методических и организационно-педагогических вопросов, связанных с созданием и внедрением в практику физкультурного движения страны комплекса ГТО на всех этапах его становления и развития.
153-157 415
Аннотация
В статье рассматриваются особенности электронной информационно-образовательной среды вуза, её организационная структура, компоненты, из которых она состоит, правовые документы всех уровней, лежащие в основе её функционирования, показано место университетской библиотеки в структуре электронной информационно-образовательной среды вуза.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
158-163 376
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблем интеграции военной подготовки в основные профессиональные образовательные программы высшего образования. Акцент делается на воспроизводстве кадрового потенциала солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в высших учебных заведениях. Основной целью такой подготовки является обеспечение накопления в запасе высококвалифицированного военного резерва. Рассмотрен принцип интеграции военной подготовки в программы высшего образования уровней бакалавриата и специалитета в нескольких аспектах: содержание военной подготовки; организация военной подготовки; реализация военной подготовки; получение результатов. Показано, что система интеграции военной подготовки в программы высшего образования является эффективной и стимулирующей, позволяющей готовить качественных специалистов в интересах Вооруженных сил РФ.
164-168 295
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы реализации профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе. На основе концепции педагогического конструктивизма авторами разработана система лингводидактических технологий, обеспечивающих полноценную реализацию продуктивного иноязычного образования в высшей школе. К технологиям данного типа относится технология автономного продуктивно-модульного обучения иностранному языку как форма воспитывающего профессионально ориентированного иноязычного образования, обеспечивающая профессиональный и личностный рост обучающегося, овладевающего иностранным языком в режиме самоуправления. Примером реализации данной технологии является организация работы Класса языковой поддержки в условиях развития дополнительного гуманитарного образования в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)