Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

СРАВНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ИНТЕРВАЛЕ В 10 ЛЕТ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Полный текст:

Аннотация

Аннотация. В статье представлены результаты выявления жизненных ценностей студентов в двух временных точках – 2005 и 2015 гг. В обоих исследованиях ценности у студентов выявлялись с помощью рефлексивной методики, в которой участники опроса сами называли свои ценности, проясняли их личностный смысл и затем количественно (из 100 баллов) оценивали персональную значимость каждой своей ценности и удовлетворенность состоянием соответствующей ценностной сферы в своей жизни. Наше исследование предполагало две взаимодополнительные задачи: (а) выявить содержание личностных ценностей и их количественные оценки, перемены на 10летнем интервале, а также (б) обратить внимание на методологические проблемы, в том числе показать, что содержательные результаты и методологические приемы находятся в тесной взаимосвязи. Отмечено преобладание в ценностной структуре обеих студенческих групп ценностей приватной жизни и слабой выраженности общегуманитарных и общественных ценностей, таких как патриотизм, свобода и демократия, озабоченность экологией и сохранением природы. 

Об авторах

Галина Иосифовна Саганенко
Социологический институт РАН (Санкт-Петербург)
Россия
д-р социол. наук, проф., ведущий научный сотрудник


Алексей Эдуардович Гегер
Социологический институт РАН (Санкт-Петербург)
Россия
канд. социол. наук, ст. научный сотрудник


Список литературы

1. Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование рабочего времени // Социол. исслед. 2003. № 3. С. 74–81; Патрушев В.Д., Бессокирная Г.П. Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 1990Nе годы // Социол. исслед. 2003. № 5. С. 72–84.

2. Попков Ю.В., Костюк В.Г., Тюгашев Е.А. Народы Сибири в социокультурном пространстве Евразии: ценностные предпочтения и межэтнические установки // Социол. исслед. 2007. № 5. С. 62–69; Каримова З.Х. Жизненные ценности одиноких матерей // Социол. исслед. 2007. № 6. С. 131–134; Горяинов В.П. Ценностные суждения в России и Западной Европе: сравнительный анализ // Социол. исслед. 2009. № 5. С. 114–120.

3. Розенова М. Ценность любви в представN лениях современных студентов // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 38–42; Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодёжи и экстремизм // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 116–119; Саганенко Г.И., Степанцова А.А., Степанова Е.И. Профессиональные предпочтения молодёжи как показатель общественных перемен // Высшее образование в России. 2015. №2. С. 59–70.

4. Попова Е.С. Мотивация и выбор образовательных стратегий молодёжи // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 32– 37; Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2016. № 8/9. С. 22–29.

5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.

6. Петухов В.В. Российская трансформация и общественная мораль // Социол. исслед. 2015. №12. С. 28–40.

7. Лапин Н.И. ФункциональноNориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социол. исслед. 2010. № 1. С. 28–36.

8. Вардомацкий А.П. Аксиобиографическая методика // Социол. исслед. 1991. № 7. С. 80–84.

9. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Ч. 1. Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб: ГНУ ИОВ РАО, 2004.

10. Саганенко Г.И., Каневский Е.А., Боярский К.К. Контексты эмпирического познания в социологии и возможности программы ВЕГА // Телескоп. 2008. № 6. С. 43–55; Каневский Е.А., Саганенко Г.И. и др. Диалоговая система классификации и анализа текстов // Социология: 4М. 1997. №9. С. 198–215.

11. Евдокимова Т.Г. Ценности и ценностные ориентации сельского населения России // Социол. исслед. 2015. № 12. С. 91–98.

12. Соколов А.В., Щербакова И.О. ЦенностN ные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. 2003. № 1. С. 115–123.

13. Седов Д.Г. Контент-анализ рефлексии старшеклассников на тему жизненных ценностей // Социально-политические и культурные проблемы современности / Под ред. А.В. Головинова, Д.С. Петрова. Алейск, Барнаул: Изд-во «Сизиф» Д.С. Петрова, 2011. Вып. 2. С. 85–91.

14. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. 2007. № 4. С. 37–43.

15. Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. Т. 93. № 1. С. 33–58.


Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)