Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 12 (2016)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-13 51
Аннотация

Аннотация. В контексте описания основных положений концепций освоения Арктического региона показано принципиальное влияние Арктического проекта на развитие науки, техники, производства, образования и общественного сознания в России. Обсуждается широкий комплекс Арктических исследований, которые предъявляют все больше требований к системам управления, материалам и производству в целом. Отмечается, что в рамках Арктического проекта возникли и бурно развиваются новые отрасли науки и техники, которые потребовали значительной интенсификации научного труда и образования. 

14-21 33
Аннотация

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности первой в России кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением», действующей в Московском авиационном институте на базе Института менеджмента, экономики и социальных технологий. В фокусе внимания руководства и преподавателей кафедры – подготовка специалистов по энергоменеджменту для различных отраслей экономики. Даётся подробное описание разработанной авторами в сотрудничестве с крупнейшими европейскими энергосберегающими компаниями инженерно-экономической образовательной модели, названной «стрелой энергоэффективных компетенций». Последовательно раскрывается содержание её отдельных блоков. 

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

22-33 93
Аннотация

Аннотация. В статье представлены результаты выявления жизненных ценностей студентов в двух временных точках – 2005 и 2015 гг. В обоих исследованиях ценности у студентов выявлялись с помощью рефлексивной методики, в которой участники опроса сами называли свои ценности, проясняли их личностный смысл и затем количественно (из 100 баллов) оценивали персональную значимость каждой своей ценности и удовлетворенность состоянием соответствующей ценностной сферы в своей жизни. Наше исследование предполагало две взаимодополнительные задачи: (а) выявить содержание личностных ценностей и их количественные оценки, перемены на 10летнем интервале, а также (б) обратить внимание на методологические проблемы, в том числе показать, что содержательные результаты и методологические приемы находятся в тесной взаимосвязи. Отмечено преобладание в ценностной структуре обеих студенческих групп ценностей приватной жизни и слабой выраженности общегуманитарных и общественных ценностей, таких как патриотизм, свобода и демократия, озабоченность экологией и сохранением природы. 

34-44 68
Аннотация

Аннотация. В статье рассматривается необходимость смены вектора эволюции системы высшего образования на траекторию нелинейного развития. Раскрывается обусловленность этого процесса социальноэкономической неопределенностью и не линейностью современного общества. Выявляются основные характеристики нелинейного пути развития высшего образования. Обосновывается положение об образовательных общностях как ядре системы высшего образования, что связано именно с нелинейностью его развития. На материалах исследований в конкретном макрорегионе – Уральском федеральном округе – доказывается, что нелинейность высшего образования может иметь макрорегиональный характер. 

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

45-52 48
Аннотация

Аннотация. В статье представлен образовательный проект реализации основных идей Всемирной инициативы CDIO по реформированию инженерного образования, разработанный и применяемый в высшей инженерной школе УрФУ. Дано описание нового учебно-практического курса и авторской технологии учебного инжиниринга, предназначенных для подготовки выпускников к работе на разных этапах жизненногоцикла технической системы. Проведён сравнительный анализ предлагаемой образовательной технологии и методов, используемых для тех же целей в других вузах. Представлены результаты её использования в учебном процессе инженерного бакалавриата и проведён анализ ресурсов, необходимых для широкого внедрения разработанных инноваций в образовательный процесс университета. 

53-58 81
Аннотация

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы практического использования электронных образовательных ресурсов в процессе изучения дисциплины «Теоретические основы электротехники». Дается описание учебного портала по ТОЭ, его возможности и содержание. Приводятся данные анкетирования студентов по использованию учебного портала, выводы и рекомендации по практическому использованию электронных образовательных ресурсов по базовым дисциплинам.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

59-67 47
Аннотация

Аннотация. Социально-политические процессы и образовательные традиции определяют специфику преподавания англоязычной академической речи в России. В статье сделана попытка систематизировать и конкретизировать содержание обучения английскому академическому письму для лингвистов на ступени бакалавриата. На отбор содержания влияет ряд факторов. В частности, автор выделяет такие отличительные особенности в отечественной практике преподавания академического письма, как обучение студентов без предварительной базы (non-academic students) и отсутствие двухэтапной системы подготовки специалистов в иноязычном письменном профессиональном общении, а именно отсутствие двух учебных дисциплин на первом и последнем курсах. Дополнительно как фактор, влияющий на отбор содержания, рассматриваются разные методические подходы к обучению академическому письму. Делается вывод о том, что большинство аутентичных и отечественных пособий используют сочетание различных подходов. В центре содержания при жанровом подходе будут модельные тексты. При подходе с ориентацией на процесс письма к содержанию добавляются основы риторики. Личностноориентированный подход в отечественной методике определяет выделение нового социокультурного компонента. Требуется его дальнейшее изучение для систематизации содержания обучения академическому письму. 

68-75 34
Аннотация

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с ухудшением качества академического письма квалификационных работ высокого уровня, а именно кандидатских исследований гуманитарных специальностей. На основе анализа текстов отзывов официальных оппонентов на кандидатские диссертации делается вывод о том, что академическая составляющая диссертаций часто остается вне зоны внимания официальных оппонентов и не подвергается оцениванию. Имеющиеся замечания, касающиеся качества письма, существенно отличаются друг от друга как объемом, так и детализацией представленной в них информации. Они достаточно произвольны, необязательны, часто представляют собой клишированные выражения и не играют значимой роли в общей оценке научного труда. В качестве одной из причин сложившейся ситуации автор видит недостаточную степень лингвистической разработанности академического русскоязычного дискурса, отсутствие такого явления, как «канон русского академического письма». Более глубокая проработанность лингвистических основ академического письма позволила бы, на взгляд автора, выделить основания для оценивания письменных академических текстов на русском языке, что, в свою очередь, могло бы способствовать повышению академической грамотности специалистов в целом и улучшению качества академического письма в частности. 

76-81 47
Аннотация

Аннотация. В статье представлен опыт Казанского национального исследовательского технологического университета по формированию навыков академического письма на занятиях по иностранному языку в рамках дополнительной профессиональной программы «Переводчик в сфере деловой коммуникации». Автор рассматривает элементы обучения академическому письму, включенные в ряд дисциплин программы, отражающие грамматические, морфологические и стилистические особенности научнотехнического стиля, и навыки их дальнейшего применения при написании и публикации научных статей в зарубежных журналах. 

EDUCATION ONLINE

82-87 87
Аннотация

Аннотация. В статье рассматривается модель электронной образовательной среды, построенная на основе принципов цикличности, системности и инноватики. Основные компоненты модели – административный, нормативный, учебный, информационный, технический и пространственный. Каждый компонент представляет собой сложную подсистему со специфическим содержанием, участниками, задачами и действиями. Ненаправленный характер циклограммы, представляющей модель, отражает возможность формирования системы электронного обучения в вузе в любой последовательности действий. Представленная модель электронной образовательной среды носит универсальный характер. С одной стороны, она дает возможность создать в учебном заведении электронную образовательную среду для смешанного, дистанционного или мобильного типа электронного обучения. С другой стороны, подходит любому образовательному учреждению в качестве основы для стратегии внедрения технологий электронного обучения. 

88-93 36
Аннотация

Аннотация. Важнейшим направлением совершенствования приемов и способов преподавания является внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения. На основе обзора отечественной и зарубежной литературы автор акцентирует важность саморегулируемого обучения и информационнокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку. Приводится перечень мультимедийных ресурсов как дидактических средств, отдельно рассматриваются вебресурсы для автономной учебы. Анализируются образовательные возможности зарубежных веб ресурсов для обучения академическому английскому языку. Исследуются разделы и типы упражнений вебресурсов, важность которых оценивается на основе данных социологического опроса студентов НИУВШЭ. Результаты опроса позволяют сделать выводы об актуальности использования вебресурсов в рамках высшего образования и составить рекомендации по их созданию. 

94-98 81
Аннотация

Аннотация. В статье рассмотрены возможности онлайнсистемы управления проектами Trello, помогающие создавать те или иные инструменты образовательных сетевых ресурсов, и приведены некоторые примеры их практической реализации. Авторами отмечено, что в сервисе Trello отдельные элементы, выполняющие функции различных образовательных инструментов, легко могут комбинироваться для формирования гибкой рабочей среды. 

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

99-107 15
Аннотация

Интервью ректора Ухтинского государственного технического университета, председателя Совета ректоров вузов Республики Коми, доктора технических наук, профессора Николая Денисовича Цхадая.

108-116 20
Аннотация

Аннотация. Представлена триадная модель формирования и развития региональной инновационной экономики, отличающейся высоким уровнем макроэкономической интеграции. Анализируется роль технопарка как одного из базовых элементов этой модели. Обосновывается эффективность взаимосвязи технического вуза и регионального технопарка на примере Ухтинского государственного технического университета. 

117-123 16
Аннотация

Аннотация. В статье дан анализ понятия «ресурсная интеграция» применительно к практической задаче взаимной адаптации образовательной и профессиональной сред на примере социального партнерства Ухтинского государственного технического университета с предприятиями региона. Авторы уделяют особое внимание научно-гуманитарному аспекту данного социального феномена. 

124-131 32
Аннотация

Аннотация. В статье приведены краткие выдержки из ежегодного отчета супервайзера системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, носящие достаточно универсальный характер. Дано описание процесса совершенствования системы оценки работы преподавателей, представлена процедура сбора данных, отражены обобщенные результаты работы преподавательского коллектива.

132-139 26
Аннотация

Аннотация. В «битве за умы» российской молодёжи современная система высшего образования должна опираться на активных и инициативных представителей новой научной генерации. Для этого необходимо создание эффективного инструмента, с помощью которого молодые ученые могут взаимодействовать как друг с другом, так и с администрацией университета, органами власти и заказчиками научных исследований. Рецепт такого инструмента берет свое начало в советской эпохе – это органы молодёжного самоуправления. Адаптация этого инструмента к современным, быстроменяющимся условиям – важнейшая задача образовательного и научного сообщества. 

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

140-150 87
Аннотация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, цель которого – определить группы организаций высшего образования, имеющие близкие показатели международной образовательной деятельности, и проанализировать их характеристики. В ходе исследования были собраны, обработаны и систематизированы статистические данные о показателях международной образовательной деятельности российских вузов и филиалов. Был проведён кластерный анализ 362 вузов и 28 филиалов на основе показателей, оценивающих состояние их международной образовательной деятельности: численность иностранных студентов по основным и дополнительным образовательным программам, численность иностранных аспирантов, число между народных программ двух дипломов.

Кластерный анализ выявил пять групп организаций высшего образования со сходными характеристиками: «аутсайдеры», «рекрутёры иностранных студентов», «диверсификаторы», «стратеги» и «национальные лидеры». Исследование подтвердило отсутствие прямой зависимости между активностью реализации международной образовательной деятельности вуза и получаемым от этой деятельности доходом. Доходы вузов одного кластера могут быть несоизмеримы. Это обусловлено различием в стоимости реализуемых основных образовательных услуг и получением дохода от предоставления дополнительных образовательных услуг для иностранных граждан.

Полученная классификация организаций высшего образования может быть учтена при выработке адресных мер государственной поддержки вузов для повышения их конкурентоспособности на международном образовательном рынке. Также исследование может представлять интерес для руководителей российских вузов, поскольку позволяет составить общее представление об основных направлениях развития и результатах международной образовательной деятельности вузов-конкурентов.

151-157 31
Аннотация

Аннотация. В Карагандинском государственном техническом университете за счет средств Национального Фонда Республики Казахстан на основе опыта ведущих мировых университетов разработана и внедрена практико-ориентированная образовательная программа профильной магистратуры «Робототехника. Системы управления». В ее реализации участвуют известные технические университеты России, входящие в международный образовательный интернет-проект «Синергия». Ведущие преподаватели данных вузов ведут занятия как в статусе приглашенных профессоров для чтения отдельных разделов дисциплин программы, так и в сети – для чтения полных курсов в течение семестра.

Отличительной особенностью программы является направленность на решение конкретных задач развития предприятий, а также наличие трехстороннего договора между вузом, магистрантом и предприятием с возможностями трудоустройства выпускника. При этом решаются проблемы разработки необходимых для модернизации производства проектов; подготовки специалистов, которые не нуждаются в адаптационном периоде на предприятии; гарантированного трудоустройства выпускников магистратуры. 

157 12
Аннотация

Послание Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)