Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ТИПОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Полный текст:

Аннотация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, цель которого – определить группы организаций высшего образования, имеющие близкие показатели международной образовательной деятельности, и проанализировать их характеристики. В ходе исследования были собраны, обработаны и систематизированы статистические данные о показателях международной образовательной деятельности российских вузов и филиалов. Был проведён кластерный анализ 362 вузов и 28 филиалов на основе показателей, оценивающих состояние их международной образовательной деятельности: численность иностранных студентов по основным и дополнительным образовательным программам, численность иностранных аспирантов, число между народных программ двух дипломов.

Кластерный анализ выявил пять групп организаций высшего образования со сходными характеристиками: «аутсайдеры», «рекрутёры иностранных студентов», «диверсификаторы», «стратеги» и «национальные лидеры». Исследование подтвердило отсутствие прямой зависимости между активностью реализации международной образовательной деятельности вуза и получаемым от этой деятельности доходом. Доходы вузов одного кластера могут быть несоизмеримы. Это обусловлено различием в стоимости реализуемых основных образовательных услуг и получением дохода от предоставления дополнительных образовательных услуг для иностранных граждан.

Полученная классификация организаций высшего образования может быть учтена при выработке адресных мер государственной поддержки вузов для повышения их конкурентоспособности на международном образовательном рынке. Также исследование может представлять интерес для руководителей российских вузов, поскольку позволяет составить общее представление об основных направлениях развития и результатах международной образовательной деятельности вузов-конкурентов.

Об авторе

Алиса Валерьевна Меликян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет компьютерных наук

ст. преподаватель



Список литературы

1. Open Doors (2015). Report on International Educational Exchange // Institute of International Education. URL: http:// www.iie.org/Who-We-Are/News-and- Events/Press-Center/Press-Releases/2015/ 2015N11N16NOpenNDoorsNData#.V2Rl26LLy5X

2. Universities UK (2014). International Students in Higher Education: The UK and Its Competition. URL: http://www.universitiesuk.ac.uk/policy-and-analysis/reports/Pages/international-students-uk-he-its-competition.aspx

3. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.

4. Зорников И.Н. Международная деятельность Воронежского государственного университета: становление и развитие // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 176–181.

5. Петрова С.М. Кафедра РКИ и международная деятельность федерального университета // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 122–129.

6. Чучалин А.И. Управление международной деятельностью вуза: опыт Томского политехнического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 81–89.

7. Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н., Кочнев А.М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 103–110.

8. Веревкин О.Л., Дмитриев Н.М. Иностранные студенты в вузах России: издержки или рентабельность? // Социология образования. 2015. № 10. С. 32–42.

9. Попова Е.С., Костылева Е.В. Основные аспекты формирования маркетинговой политики «морских» вузов по продвижению образовательных услуг на международном рынке // Международная экономика. 2010. № 1. С. 51–62.

10. Арефьев А.Л. Россия на мировом рынке образования: будущий лидер или аутсайдер? // Социология образования. 2010. №11. С. 21–42.

11. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 125–141.

12. Арефьев А.Л. Российская высшая школа на международном рынке образования (часть первая) // Социология образования. 2013. № 7. С. 11–40.

13. Арефьев А.Л. Российская высшая школа на международном рынке образования. Продолжение // СОТИС – Социальные технологии, исследования. 2015. № 3(71). С. 86–97.

14. Mazzarol T. (1998) Critical success factors for international education marketing // International Journal of Educational Management. Vol. 12. No. 4. P. 163–175.

15. Asaad Y., Melewar T.C., Cohen G. (2015). Export market orientation behavior of universities: the British scenario // Journal of Marketing for Higher Education. Vol. 25. No. 1. P. 127–154.

16. Naidoo V. (2010) From Ivory Towers to International Business: Are Universities Export Ready in Their Recruitment of International Students? // Journal of Studies in International Education. Vol. 14. No. 1. P. 5–28.

17. Huberty C.J., Jordan E.M., Brandt W.C. (2005). Cluster analysis in higher education research // J.C. Smart (Ed.). Higher Education: Handbook of Theory and Research. Great Britain: Springer. Vol. 20. P. 437–457.

18. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 48–63.

19. Блаженков В.В., Емелин Н.М., Голодкова О.В. Кластерный анализ инновационной деятельности российских вузов // Известия института инженерной физики. 2014. № 34. С. 94–98.

20. Howells J., Ramlogan R., Cheng S. L. (2008). The Role, Context and Typology of Univer- sities and Higher Education Institutions in Innovation Systems: A UK Perspective. MIoIR Discussion Paper. Manchester: University of Manchester. URL: https://ewds.strath.ac.uk/ Portals/8/typology.doc

21. Education at a Glance 2015: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, 2015. DOI: http:// dx.doi.org/10.1787/eag-2015-en

22. Angulo F., Pergelova A., Rialp J. A market segmentation approach for higher education based on rational and emotional factors // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20. No. 1. P. 1–17.

23. Ward J.H., Jr. Hierarchical Grouping to Optimize an Objective Function // Journal of the American Statistical Association. 1963. Vol. 58. P. 236–244.

24. Calinski R., Harabasz J. A dendrite method for cluster analysis // Communications in Statistics. 1974. No 3. Р. 1–27.


Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)