ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВЕБ 2.0¬ИНСТРУМЕНТЫ В ИНТЕГРИРОВАННОМ ПРЕДМЕТНО¬ЯЗЫКОВОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация
Аннотация. В современном мире учителю и преподавателю приходится работать в лингвистически неоднородной аудитории учащихся и студентов, большинство из которых являются билингвами. Предлагаются различные модели билингвального обучения, имеющие свою специфику, связанную с особенностями страны, ее истории, культуры, экономического положения, статуса языков и менталитета нации. В последние 20 лет широкое распространение в странах Европейского союза получила технология интегрированного предметноязыкового обучения (CLIL – Content and Language Integrated Learning), которая используется при обучении билингвов. В Республике Татарстан выпускники школ с татарским языком обучения, поступив в высшие учебные заведения, сталкиваются с когнитивными и лингвистическими трудностями, поэтому использование технологии CLIL при билингвальном обучении в вузах Республики Татарстан является актуальным. Изучение опыта применения технологии CLIL в европейских вузах позволило сделать вывод, что наиболее сложным в ее реализации является разработка учебных материалов.
Целью исследования является изучение влияния применения интерактивных Веб 2.0 инструментов на уровень знаний по информатике у татароязычных студентов в процессе интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL). Были разработаны учебные материалы по информатике на основе Wikia и проведен педагогический эксперимент в рамках учебного курса по информатике, длительность которого составляла один семестр. Экспериментальная база исследования: студенты отделения татарской филологии и культуры Казанского федерального университета. При обучении дисциплине «Информатика» в экспериментальной группе применялась технология CLIL и разработанные на основе Веб 2.0 учебные материалы. Обучение информатике в контрольной группе реализовывалось на русском языке традиционными методами. На заключительном этапе педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование студентов. Обработка результатов с помощью статистических методов позволила сделать вывод о положительном влиянии применения интерактивных Веб 2.0-инструментов в процессе интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL) на уровень знаний по информатике у татароязычных студентов.
Ключевые слова
Об авторах
Рината Раисовна ЗариповаРоссия
ст. преподаватель
Ляйля Леонардовна Салехова
Россия
д-р пед. наук, доцент
Андрей Владимирович Данилов
Россия
ассистент
Список литературы
1. Siguán, M., Mackey, W.F. (1987). Education and Bilingualism. Paris, 147 p.
2. Cummins, J., McNeely, S. Language Development, Academic Learning, and Empowering Minority Students. In: Cummins, J. and McNeely, S. (1987). Bilingual Education and Bilingual Special Education: A Guide for Administrators, Boston.
3. Baker, C. (2011). Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. Multilingual Matters – Bristol, 589 p.
4. Marsh, D.A., Maljiers, A., Hartiala, A.K. (2001). Profiling European CLIL classrooms: Language open doors: Finland and The Netherlands: University of Jyväskylä and European Platform for Dutch Education.
5. Coyle, D. (2007). Content and Language Integrated Learning: Towards a Connected Research Agenda for CLIL Pedagogies. International Journal of Bilingual Education & Bilingualism. Vol. 10. No. 5, pp. 543–562.
6. Zaripova, R.R. (2015). Integrated SubjectB Linguistic Approach as the Basis of Subject Teaching Modelling Using a Foreign Language at High School. Journal of Language and Literature. Vol. 6(3). Issue 1. URL: http:// kpfu.ru//staff_files/F1132956677/ JLL2015_3_40__INTEGRATED_SUBJECT_ LINGUISTIC_1_.pdf
7. Salekhova, L.L., Zaripova, R.R., Grigorieva, K.S. (2015). Step-By-Step Organization of a University CLIL Course at Kazan Federal University. In: 3rd International Instructional Technologies & Teacher Education Symposium, 9–11 September 2015. Pp. 163– 168. URL: http://ittes.org/ITTES_2015/ tam2015.pdf
8. Mehisto, P., Marsh, D., Frigols, M.J. (2008) Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan.
9. Данилов А.В. Применение технологии скринкастинга в обучении информационно-коммуникационным технологиям // Ученые записки Института социальногу-манитарных знаний. 2014. № 1 (12). С. 190– 193 [Danilov, A. (2014). The Use of Screencast in ICT Learning. Uchenye zapiski ISGZ – Science Notes of the Institute of Social Sciences and Humanities. No. 1 (12), pp. 190– 193 (In Russ., abstract in Eng.)]