НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Цель данного исследования – поиск единого основания для практической реализации образовательных программ в аспирантуре нового типа. В последние годы множество исследователей обеспокоены противоречивостью новых образовательных стандартов для аспирантуры; ведутся дискуссии о внесении корректив в нормативные документы, регулирующие обучение по новым программам подготовки аспирантов. Данный критико-рефлексивный подход, безусловно, важен, однако, помимо постановки и решения вопросов о «должном», преподаватели и научные руководители вынуждены тем или иным образом реализовывать текущую версию учебного плана аспиранта «здесь и сейчас». Поэтому необходим поиск надёжных оснований, позволяющих уверенно вести подготовку молодых учёных с учётом обновленных требований, требуются общезначимые ориентиры для понимания целей обучения в аспирантуре и, соответственно, разработка адекватной модели преподавания.
В ходе социально-философского анализа современной повседневности молодых учёных в статье рассматриваются контуры возможного практического решения задачи перестройки образовательного процесса в аспирантуре, ориентированного на повышение качества подготовки будущих учёных. Обсуждаются результаты педагогической рефлексии, основанной на данных анкетирования аспирантов по вопросам реализации новых учебных планов в аспирантуре институтов УрО РАН. В ходе теоретического осмысления ситуации и анализа эмпирических данных делается вывод о том, что хорошим ориентиром для воплощения идей новой аспирантуры может служить осознанная самореализация аспиранта как «исследователя» и «преподавателя-исследователя».
Статья представляет интерес для широкого круга читателей, в том числе социологов науки, философов, методистов и преподавателей, задействованных в подготовке аспирантов, а также для всех исследователей, неравнодушных к современным проблемам модернизации науки и высшего образования.
Аннотация. В борьбе университетов за рейтинги ключевым компонентом является повышение числа публикаций научнопедагогических работников в зарубежных научных журналах. Однако квантификационный подход к оценке качества научной деятельности и стремление к получению сиюминутных результатов приводят к профанациям и разобщению академического сообщества, поэтому включение в «дорожные карты» ведущих университетов открытия центров академического письма представляется конструктивно новым решением проблемы. Для подлинного повышения качества научных текстов до международного уровня в масштабах страны требуется поэтапное внедрение академического письма в систему российского образования, для чего необходимо объединить человеческие и административно-финансовые ресурсы университетов и обратить их на достижение единой цели. В статье предлагается концепция межуниверситетского центра академического письма и обосновывается эффективность такой институциональной модели по сравнению как с отдельными центрами, так и с общественной организацией.
Аннотация. В статье анализируются некоторые противоречивые тенденции в развитии высшего образования на современном этапе. На примере экономического факультета СПбГУ обозначен ряд тревожных последствий проводимых реформ, которые являются актуальными и для других вузов. На основе опроса выпускников бакалавриата и магистратуры выявлены ключевые проблемы развития высшей школы. В частности, обсуждаются вопросы о том, должна ли магистратура носить академический или прикладной характер; рациональным ли является объединение в её рамках выпускников профильного бакалавриата и студентов без соответствующей подготовки; целесообразно ли включение в государственные аттестационные комиссии только представителей бизнеса. Приведена оценка качества образования с точки зрения выпускников, предложены меры, нацеленные на его повышение.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье описаны современные концепции мобильности и миграции научных кадров, рассматриваются проблемы «утечки мозгов» и «циркуляции мозгов», анализируется мобильность как один из важнейших драйверов карьеры исследователя на академическом и неакадемическом рынках труда. На материалах эмпирического исследования поведенческих характеристик российских кандидатов и докторов наук показаны основные тренды международной и внутренней (внутрисекторальной и межсекторальной) мобильности, проанализировано влияние мобильности на карьерные возможности научных кадров. Показатели мобильности российских ученых сравниваются с полученными в международном проекте «Карьеры докторов наук» (ОЭСР, Евростат, Институт статистики ЮНЕСКО). Результаты проекта свидетельствуют о том, что тенденции на российском академическом рынке труда в целом совпадают с тенденциями на европейских и глобальных рынках. Показано, что мобильные российские исследователи более востребованы на национальном рынке труда, а также охвачены феноменом «синхронной мобильности», при которой ученый может трудиться одновременно в нескольких странах.
Аннотация. В статье предлагается подход к оценке возраста преподавателей вузов, анализ проводится с учетом среднего возраста занятого в экономике населения, среднего числа лет обучения. Исходя из среднего возраста преподавателей на отдельных должностях, построена карьерная лестница преподавателя, содержащая значения средних периодов ожидания следующей должности. Делается вывод о низкой профессиональной устойчивости лиц средних возрастов, что приводит к поляризации и истончению среднего слоя в возрастной структуре преподавателей.
Аннотация. Российские вузы оказались в сложных условиях, они вынуждены быть не только социально ответственными, но и репутационно ответственными субъектами рынка образовательных услуг. Предметом рассмотрения является репутационная ответственность высшего учебного заведения как важная характеристика его системы управления. На примере вуза описан опыт формирования репутационной ответственности. Представлены технологии повышения репутационной ответственности. Делается вывод о том, что формирование и повышение репутационной ответственности российского вуза должно носить долгосрочный характер, что может быть достигнуто разработкой соответствующей стратегии развития.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Сфера информационных технологий является наиболее интенсивно развивающейся и обладает рядом особенностей, которые не позволяют обучить студента всем существующим технологиям, средам разработки и т.д. В статье проведен анализ мировых тенденций развития ИТ-сферы; выявлены особенности российских тенденций; на основе сравнительносопоставительного анализа профессионального образования в различных странах мира предложена модель организации ИТ-сферы, позволяющая прогнозировать дальнейший рост ИТ-отрасли, определить перспективные направления подготовки и их содержание, что необходимо для проектирования актуальных и востребованных образовательных программ.
Аннотация. Разработана централизованная структура оценочных средств основной образовательной программы высшего образования, состоящая из следующих документов:
– фонд оценочных средств образовательной программы (ФОС ОПОП) – центральный сквозной документ, объединяющий информацию о компетенциях (формулировки, коды компетенций, матрицу компетенций, этапы формирования компетенций), описание видов и форм контроля по всем элементам образовательной программы, критерии и шкалы оценивания (базовые, типовые, специализированные), методические материалы, определяющие процедуры разработки оценочных средств и процедуры оценивания, основные оценочные средства элементов образовательной программы;
– фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ФОСы ТКиПА) в составе рабочих программ по отдельным элементам образовательной программы, которые разрабатываются на основе базового ФОС ОПОП.
Предлагаемая структура фонда оценочных средств приближена к классической схеме нормализации данных: «один факт – в одном месте». Базовая информация по оценке компетенций сведена в одном документе – ФОС ОПОП, что позволяет значительно сократить время и трудоемкость разработки документации образовательной программы.
Аннотация. В современном мире учителю и преподавателю приходится работать в лингвистически неоднородной аудитории учащихся и студентов, большинство из которых являются билингвами. Предлагаются различные модели билингвального обучения, имеющие свою специфику, связанную с особенностями страны, ее истории, культуры, экономического положения, статуса языков и менталитета нации. В последние 20 лет широкое распространение в странах Европейского союза получила технология интегрированного предметноязыкового обучения (CLIL – Content and Language Integrated Learning), которая используется при обучении билингвов. В Республике Татарстан выпускники школ с татарским языком обучения, поступив в высшие учебные заведения, сталкиваются с когнитивными и лингвистическими трудностями, поэтому использование технологии CLIL при билингвальном обучении в вузах Республики Татарстан является актуальным. Изучение опыта применения технологии CLIL в европейских вузах позволило сделать вывод, что наиболее сложным в ее реализации является разработка учебных материалов.
Целью исследования является изучение влияния применения интерактивных Веб 2.0 инструментов на уровень знаний по информатике у татароязычных студентов в процессе интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL). Были разработаны учебные материалы по информатике на основе Wikia и проведен педагогический эксперимент в рамках учебного курса по информатике, длительность которого составляла один семестр. Экспериментальная база исследования: студенты отделения татарской филологии и культуры Казанского федерального университета. При обучении дисциплине «Информатика» в экспериментальной группе применялась технология CLIL и разработанные на основе Веб 2.0 учебные материалы. Обучение информатике в контрольной группе реализовывалось на русском языке традиционными методами. На заключительном этапе педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование студентов. Обработка результатов с помощью статистических методов позволила сделать вывод о положительном влиянии применения интерактивных Веб 2.0-инструментов в процессе интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL) на уровень знаний по информатике у татароязычных студентов.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Аннотация: В последние годы более отчетливо формируется понимание необходимости высокого уровня математического образования для выполнения задач по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей социально-экономического развития страны. В русле этой проблемы представлен анализ качества математической подготовки студентов в высших учебных заведениях, обозначена тенденция к снижению его уровня, рассмотрены причины этого явления. В работе были использованы методы теоретического и эмпирического исследований. В ракурсе международных исследований TIMSS и PISA рассмотрены результаты анкетирования студентов по определению проблем, препятствующих эффективному обучению математики, приведены результаты качества математической подготовки российских школьников по итогам сдачи ЕГЭ по математике.
Аннотация. В условиях быстрого обновления знаний и технологий необходим переход от кратковременных курсов повышения квалификации НПР вузов к системе непрерывного профессионального развития, сочетающей практико-ориентированные курсы формального (академического) повышения квалификации с неформальной методической поддержкой. Персональные маршруты профессионального развития ППС реализуются в рамках модульных программ дополнительного образования, прошедших внутривузовскую экспертизу, с учетом личностных потребностей преподавателей и программы развития инновационного университета по приоритетным направлениям. Персональные образовательные результаты достигнутого профессионального развития оцениваются в системе по персональным образовательным продуктам, созданным в процессе освоения содержания выбранной дополнительной образовательной программы.
Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость разработки и внедрения механизма, нацеленного на выявление кадрового потенциала организации, его диагностику и профессиональное развитие. Описывается опыт Института организационного развития и стратегических инициатив Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по эффективному использованию такого механизма. В частности, речь идет о конкурсе лучших практик Президентской академии, который представляет собой совокупность образовательных мероприятий, направленных на выявление, поддержку и продвижение лучших технологий и практик в сфере внедрения образовательных технологий, управления карьерой, результатов интеллектуальной деятельности, а также на их тиражирование среди факультетов и филиальной сети академии. Кроме того, в статье приводятся результаты анализа линейных распределений данных авторского социологического опроса, результаты факторного и кластерного анализа массива социологических данных, демонстрирующие разницу в уровне развития профессионального потенциала у двух групп респондентов – участвующих в конкурсе и не участвующих в нем. Делается вывод об эффективности конкурса как механизма выявления и развития кадрового потенциала и о возможности его использования в практической деятельности других организаций.
EDUCATION ONLINE
Аннотация. В статье анализируются некоторые актуальные проблемы повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области языкового образования. Особое внимание уделено организации занятий по иностранному языку с использованием информационнокоммуникационных технологий. Рассматриваются особенности формирования иноязычных компетенций студентов в условиях, когда основным компонентом иноязычного образования становится межкультурная составляющая. Автор придаёт большое значение новым технологиям преподавания иностранного языка, которые способствуют достижению эффективной коммуникации между специалистами в различных сферах. Обосновывается необходимость преобразования коммуникативной лингвообразовательной парадигмы в межкультурную. Делается акцент на профессионально-ориентированной технологии обучения межкультурной коммуникации.
Аннотация. Представлен опыт использования дистанционных форм обучения в подготовке студентов инженерных специальностей. Проведено исследование влияния мультимедийных файлов как элемента в структуре электронного ресурса «Экологический мониторинг», разработанного на базе платформы Moodle, на степень освоения профессиональных компетенций. Наличие такого элемента позволяет студентам многократно просматривать определённые части занятий, необходимые им для прочного усвоения учебно-практического материала и последующего его воспроизведения, помогает сформировать индивидуальную траекторию обучения, оптимизировать диалог с педагогом, что особенно актуально для студентов с ограниченными возможностями и иностранцев. Методами анкетирования и статистического анализа динамики сдачи итоговой аттестации по дисциплине установлено, что введение в электронные курсы медиафайлов оказывает выраженное положительное влияние на скорость и степень усвоения студентами практических навыков, способствует увеличению интереса к изучаемой дисциплине, росту посещаемости аудиторных занятий и, как следствие, к повышению успеваемости в целом.
ЮБИЛЕЙ
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ переживает один из самых интересных периодов своей жизни. О том, как развивается университет, рассказал его ректор Альберт Харисович Гильмутдинов.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса в КНИТУКАИ. Представлен образовательный потенциал университета, реализуемый в настоящее время. Описаны новые подходы к организации учебного процесса и организационная структура взаимодействия студентов, работодателей и вуза. Рассмотрены пути преодоления современных проблем и противоречий различных аспектов организации процесса подготовки технических специалистов.
Аннотация. В рамках подготовки к 85-летнему юбилею Казанского авиационного института (ныне КНИТУ-КАИ) анализируются цели и задачи научной деятельности вуза. Отмечается, что спецификой научного и образовательного процесса является сочетание фундаментальных и прикладных научных исследований с опытно-конструкторскими разработками, создаваемыми в тесной связи с производством. Целью образования института в 1932 году было обеспечение инженерными кадрами авиационной промышленности. Сегодня приоритетом научного развития КНИТУ-КАИ является кадровое и технологическое сопровождение наукоемкого машиностроения. В рамках реализации данной стратегии в университете созданы инжиниринговые центры, в которых аккумулировано высокотехнологичное оборудование мирового уровня, базовые кафедры от предприятий, активно ведется работа по федеральным целевым программам, программам грантовой поддержки Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ и др.
Аннотация. В статье описываются история, развитие и достижения Германо-Российского института новых технологий (ГРИНТ) – международного образовательного проекта, направленного на получение двойных дипломов по инженерным программам. Несмотря на то что проект запущен только два года назад, ГРИНТ гордится своими первыми выпускниками магистерских программ, которые получили дипломы КНИТУ-КАИ и немецкого университета-партнера. В настоящее время более 130 студентов обучаются по семи магистерским программам. За последние годы ГРИНТ стал платформой для развития научного сотрудничества немецких и российских исследователей, организации множества различных международных конференций, выставок и ярмарок, а также для установления теплых, дружелюбных отношений между нашими странами на фоне не самой благоприятной международной политической ситуации. Планируется, что ГРИНТ станет реально функционирующим немецким институтом в России, объединяющим образование, науку и промышленность двух стран, станет лидером, задающим темп и тренд развития науки и инноваций.
Аннотация. В статье раскрываются особенности воспитательной деятельности технического вуза, представлен уникальный опыт проектирования и реализации внеучебной деятельности в КНИТУКАИ, описаны ее виды, формы и результаты. Показана роль внеучебной деятельности в формировании профессионально важных качеств, общих компетенций студентов, включенных в процесс социально значимой деятельности.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация. Эволюция политики реформирования высшего образования в Великобритании при переходе от бинарной системы к унитарной рассматривается в контексте существующих альтернативных подходов к выбору стратегических приоритетов, форм и методов регулирования образовательного пространства, сформулированных в программных докладах лорда Робинса (1963), лорда Диринга (1997) и лорда Брауна (2010).
Противоречивость правительственного курса реформ, проводимого в последнее 25-летие, рассматривается как отражение напряженности между социально-культурной и экономической функциями образования. В его основе лежит противостояние технократического и социальногуманистического подходов к решению проблемы адаптации высшей школы к новой технологической и социальной реальности ХХI в. со стороны лейбористов и консерваторов. Конфликт интерпретаций принципов социальной справедливости, свободы выбора, ответственности и эффективности основными политическими акторами проецируется на их выбор стратегии формирования отношений «нового» партнерства между агентами системы высшего образования – университетами, студентами, бизнесом, государством.
ISSN 2072-0459 (Online)