О переходе «школа-вуз»: предикторы успеваемости студентов-первокурсников
Аннотация
Данное исследование посвящено изучению образовательных достижений студентов-первокурсников. Целью работы является оценка связи успеваемости в довузовский период с академической успеваемостью студентов-первокурсников через призму адаптации к вузовской среде. Тема факторов академических достижений студентов, с одной стороны, довольно хорошо разработана в американской исследовательской традиции, где этому вопросу посвящены сотни работ и десятки различных экспериментальных планов. С другой – в России почти нет исследований, где эта связь изучалась бы на национальных репрезентативных выборках и с использованием лонгитюдных данных. Исходной предпосылкой данного исследования является представление о том, что образовательные результаты студентов, помимо прочего, значимым образом связаны с характеристиками обучения в старшей школе. Исследований, которые одновременно связывали бы между собой достижения учащихся в школьное, а после – в студенческое время, крайне не хватает. В работе приведены результаты корреляционного и регрессионного анализа. Были выявлены значимые коэффициенты корреляции Пирсона между оценками в 10-11 классах (а также средним баллом ЕГЭ) и успеваемостью в вузе, однако ни один из показателей не превышал 0,3. Что касается остальных предикторов, то было установлено, что с успеваемостью в вузе значимым образом связаны школьная успеваемость, факт обучения в селективной школе и в профильном классе, участие в мероприятиях по профориентации, обучение в вузе на специальности гуманитарного или социально-экономического блока.
Ключевые слова
Об авторе
Татьяна Александровна СапрыкинаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
Список литературы
1. Busato V.V., Prins F.J., Elshout J.J., Hamaker C. Intellectual ability, learning style, achievement motivation and academic success of psychology students in higher education // Personality and Individual Differences. 2000. №29. Р. 1057–1068.
2. Galton F. An inquiry into human ability. London: MacMillan. 1883.
3. Goh D., Moore C. Personality and academic achievement in three educational levels // Psychological Reports. 1987. №43. Р. 71–79
4. Harris D. Factors affecting college grades: A review of the literature, 1930–1937 // Psychological Bulletin. 1940. №37. Р. 125–166.
5. Tinto V. Dropout from higher education: A theoretical synthesis of recent research // Review of educational research. 1975. Т. 45. №. 1. С. 89-125.
6. Рудаков В. Н., Чириков И. С., Рощин С. Ю., Дрожжина Д. С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. / НИУ ВШЭ. Серия WP15 "Научные труды Лаборатории исследований рынка труда". 2016. № 1.
7. McKenzie K., Schweitzer R. Who succeeds at university? Factors predicting academic performance in first year Australian university students // Higher education research and development. 2001. Т. 20. №. 1. P. 21-33.
8. Paunonen S.V., Ashton M.C. Big Five predictors of academic achievement // Journal of Research in Personality. 2001. Т. 35. №. 1. P. 78-90.
9. Юдкевич М.М., Польдин О.В. Эффекты сообучения в высшем образовании: обзор теоретических и эмпирических подходов // Вопросы образования. 2011. №. 4. С. 106-123.
10. Докука С.В., Валеева Д.Р., Юдкевич М.М. Коэволюция социальных сетей и академических достижений студентов // Вопросы образования. 2015. №. 3.
11. Tinto V. Leaving College: Rethinking the Causes and Cures of Student Attrition, second ed., Chicago: University of Chicago Press, 1993.
12. Pascarella E. T., Terenzini P. T. How college affects students. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2005. Т. 2.
13. Kuh G.D. et al. What matters to student success: A review of the literature // Commissioned report for the national symposium on postsecondary student success: Spearheading a dialog on student success. 2006.
14. Power C., Robertson F., Baker M. Success in higher education. Canberra: Australian Government Publishing Service. 1987.
15. Kobrin J.L., Patterson B.F., Shaw E.J. et al. Validity of the SAT for Predicting First-Year College Grade Point Average // College Board Research Report. No 2008-5. N.Y.: The College Board, 2008.
16. Хавенсон Т. Е., Соловьева А. А. Связь результатов Единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176-199.
17. Польдин О. В. Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ // Прикладная эконометрика. 2011. Т. 1. № 21. С. 56-69.
18. Канторович Г.Г., Македонский А.Л., Замков О.О. Влияние результатов ЕГЭ на успеваемость студентов на примере НИУ ВШЭ. Доклад на научном семинаре ИНИИ НИУ ВШЭ 3 марта 2011 г. URL: [http://cinst.hse.ru/news/27397119.html] Дата просмотра: 10.05.2016.
19. Пересецкий А.А., Давтян М.А. Эффективность ЕГЭ и олимпиад как инструмента отбора абитуриентов // Прикладная эконометрика. 2011. №23 (3). С. 41–56.
20. Замков О.О., Пересецкий А.А. ЕГЭ и академические успехи студентов бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ // Прикладная эконометрика. 2013. Т. 30. №. 2. С. 93-114.
21. Польдин О.В., Юдкевич М.М. Как школьные оценки и баллы ЕГЭ предсказывают успеваемость в вузе. Электронный ресурс. URL: [http://regconf.hse.ru/uploads/fa4d2636a635140e3e02dc378b19b6be24232128.pdf] Дата просмотра: 20.05.2016.
22. Польдин О. В. Предсказание успеваемости в НИУ ВШЭ по результатам ЕГЭ // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 2 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 373-383.
23. Hanushek E. Assessing the Effects of School Resources on Student Performance: An Update // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1997. Т. 19. №2. P. 141–164.
24. Берестнева О.Г., Шаропин К.А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т.307. №5. С. 131–135.
25. Будук-оол Л.К., Айзман Р.И., Красильникова В.А. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климатогеографическом регионе // Физиология человека. 2009. №4. С. 103–109.
26. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник ЧГПУ. 2009. №1. С. 13–22.
27. Калуженина Т.А. Субъективные критерии адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Психология в экономике и управлении. 2009. №2. С.95–98.
28. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. №3(51). С. 37–48.
29. Горбунова Е. В. Адаптация студентов первого – третьего курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни // Universitas. 2013. Т.1. № 1. С. 48-64.
30. Горбунова Е. В. Влияние адаптации первокурсников к университету на вероятность их отчисления из вуза // Universitas. 2013. Т.1. № 2. С. 59-84.
31. Enochs W., Roland C. Social Adjustment of College Freshmen: The Importance of Gender and Living Environment // College Student Journal. 2006. №40 (1). P. 63–73.
32. Credé M., Kuncel N. R. Study habits, skills, and attitudes: The third pillar supporting collegiate academic performance // Perspectives on Psychological Science. 2008. Т. 3. №. 6. С. 425-453.
33. Hurtado S., Carter D.F., Spuler A. Latino Students Transition to College: Assessing Difficulties and Factors in Successful College Adjustment // Research in Higher Education. 1996. №37(2). Р.135–157.
34. Rendon L.I. Access in a Democracy: Narrowing the Opportunity Gap. / Paper presented at the Policy Panel on Access, National Postsecondary Education Cooperative. Washington, DC. 1998.