Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Грудзинский Александр Олегович

Доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, директор института экономики и предпринимательства, заведующий кафедрой университетского менеджмента и инноваций в образовании,

Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского

 

Идентификаторы

  • РИНЦ Author ID: 304675
  • Scopus Author ID: 6506510582
  • WoS Researcher ID: S-5236-2016

 

 

Образование, степени, звания

Закончил факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1977 г. и аспирантуру Вычислительного центра Академии наук СССР в 1984 г. Защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук в ВЦ АН СССР по специальности 05.13.11 — математическое и программное обеспечение вычислительных машин и систем в 1985 г. Защитил диссертацию на соискание степени доктора социологических наук в Санкт-Петербургском государственном университете по специальности 22.00.08 — социология управления в 2005 г. Тема диссертационной работы - «Социальный механизм управления инновационным университетом». В 2006 г. получил звание профессора по кафедре социологии управления ННГУ.

 

Профессиональная деятельность

В 1977-79 гг. работал инженером в отделе автоматизированных систем управления завода «Красное Сормово». С 1979 г. работал в Горьковском/Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. В 1987-2012 гг. - декан специального факультета по переподготовке кадров, руководитель Центра дополнительного профессионального образования. С 1994 по 2014 гг. - декан факультета управления и предпринимательства. В 1996-2002 гг. - заведующий кафедрой трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере. С 2002 по 2005 г. - руководитель Центра проблем университетского управления (на правах кафедры). В 2005-2014 гг. - заведующий кафедрой социологии управления. С 2014 г. работает в должности директора института экономики и предпринимательства и заведующего кафедрой университетского менеджмента и инноваций в образовании. В 2003 г. был назначен на должность проректора по международной деятельности. С 2008 г. – проректор по международной деятельности и инновациям в образовании. В 2012-2015 гг. – первый проректор. В 2013-2015 гг. исполнительный директор «Программы повышения конкурентоспособности ННГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров» (Программа «5-100»), с 2015 г. – член дирекции Программы.

В 1990-91 учебном году работал в качестве стажера-исследователя в Датском техническом университете.

Главный редактор журнала «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки». Член редколлегии журнала «Университетское управление: практика и анализ», международного совета журнала «Высшее образование в России», редакционного совета журнала «Наука. Образование. Инновации».

Член двух диссертационных советов по защите докторских диссертаций по социологическим наукам (Д 212.166.14 и Д 212.166.04).

Область научных интересов - социология управления, социология образования, университетское управление, трансфер знаний.

Трижды лауреат премии г. Нижнего Новгорода (1997, 2009 и 2011 гг.). Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

 

Международная деятельность

С 2014 года является членом Рабочей группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации по Болонскому процессу. Представляет Российскую Федерацию в Наблюдательной группе по реализации Болонского процесса (Bologna Follow-Up Group - BFUG), входит в состав Консультативной группы по международному сотрудничеству (Advisory Group 1 on international cooperation).

С 2015 г. является членом Европейской сети глав университетского менеджмента и администраций (HUMANE), член «Круглого стола» (ассамблеи) HUMANE от России.

В 2002-2010 гг. являлся членом исполнительного комитета Европейской академической сети деканов (DEAN).

Разработчик, руководитель и исполнитель большого числа международных проектов в рамках европейских программ Tempus и Erasmus Plus, российско-американской программы EURECA и др.

 

Избранные публикации

  • Камынина Н.Р., Грудзинский А.О. Россия в Болонском процессе: цель – повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 22-31.
  • Грудзинский А.О., Чупрунов Е.В. Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 132-140
  • Грудзинский А.О., Чупрунов Е.В. Организационные изменения университета для достижения стратегической цели развития // Высшее образование в России. 2016. №3 (199). С. 117-123
  • Grudzinskiy А., Zakharova L., Bureeva N., Leonova I., Mahalin A. Personal Competences of Succession Pool for Management Positions within University Competitiveness Increase: Meaning and Identifications // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 214. Pp. 586-595. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815061194
  • Grudzinskiy A., Petrova O. Comparative method of Diagnostics of Organizational Culture of Innovative University// Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No. 3. Pp. 224-230. URL: http://ccsenet.org/journal/index.php/ass/article/view/43909/23955
  • Грудзинский А.О., Малинин В.А. Интеграция школы и вуза в условиях инновационного общества знаний: «предпринимательская» модель // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №1 (37). С. 192-200
  • Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Инновационный университет и его выпускник – инноватор // Социология образования. 2014. №5. С. 45-54
  • Бедный А.Б., Грудзинский А.О. Интернационализация как драйвер инновационного развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5. С. 114-120
  • Грудзинский А.О., Захарова Л.Н., Саралиева З.М. Технология разработки модели базовых компетенций сотрудников университета в условиях реализации программы повышения конкурентоспособности // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1. С. 24-32
  • Grudzinskiy A., Bedny A. Raising Innovators as a Major Task of Leading Universities // Going Global: Knowledge-Based Economies for 21st Century Nations. Edited by Mary Stiasny and Tim Gore. Emerald Group Publishing Limited, Howard House. 2014. V. 3. Pp. 5-12
  • Грудзинский А.О., Петрова О.В. Компаративный метод диагностики организационной культуры инновационного университета // Социологические исследования. 2014. №2. С. 37-42
  • Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О. Технология успешного присоединения вуза: опыт Нижегородского университета // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 4. С. 21-26
  • Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. №8-9. С. 11-18
  • Grudzinskiy A., Bedny A. Innovation Infrastructure of University as Laboratory for Training Innovators // Knowledge Transfer. The New Core Responsibility of Higher Education Institutions Practice and Perspectives in Russia and Germany, Gabriele Gorska (Ed.). 2012. Kassel University Press GmbH, Kassel. pp. 47-60
  • Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентоспособного университета: модель тетраэдра // Высшее образование в России. 2012. №12. С. 29-36
  • Грудзинский А.О., Бедный Б.И., Плехова Ю.О., Бедный А.Б. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследовательском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №3(79). С. 56-63
  • Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О. Развитие инновационного мышления школьников – новый импульс к сотрудничеству «университет - школа» // Школа будущего. 2012. №3. С. 3-7
  • Грудзинский А.О., Краснодубская С.В. Ускоренное высшее образование одаренных детей // Школа будущего. 2012. №3. С. 8-13
  • Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Гребенев И.В. Роль инновационных университетов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. №5. С.11-17
  • Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Университетский трансфер знаний для устойчивого роста // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. №9. С. 25-28
  • Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Малинин В.А. Инновационный университет и новая школа: направления взаимодействия // Высшее образование в России. 2010. №4. С. 3-7
  • Грудзинский А.О. Европейское измерение в развитии управления университетом // Высшее образование в России. 2009. №9. С. 86-92
  • Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета // Высшее образование в России. 2009. №9. С. 66-71
  • Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Проектно-ориентированное управление инновационным университетом // Высшее образование в России. 2008. №4. С. 26-31
  • Стронгин Р.Г., Петров А.В., Грудзинский А.О. Качество образования: политика и система (Опыт Нижегородского университета) // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 3-9
  • Грудзинский А.О., Машина И.А. Признание результатов «неформального обучения» в контексте трансформации функций социального института образования // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 11-20
  • Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Инновационный университет: новый подход к управлению // Аналитический вестник. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Аналитическое управление аппарата Совета Федерации. Серия: Основные проблемы социального развития России. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России. 2006. №25 (313). С. 51-62
  • Стронгин Р.Г., Максимов Г.А., Грудзинский А.О. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. 2006. №1. С. 15-27
  • Grudzinskiy A. The University as an Entrepreneurial Organization // Russian Education and Society. A Journal of Translations, January 2005. M.E. Sharpe, Inc. 80 Business Park Drive, Armonk, NY 10504
  • Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Бедный А.Б. Концентрация собственности в сельском хозяйстве - путь становления эффективного предприятия // Социологические исследования. 2005. №4. С. 69-78
  • Groudzinski A. A project-oriented approach to university management // Entrepreneurialism and the transformation of Russian universities. UNESCO International Institute for Educational Planning, 7-9 Rue Eugene Delacroix, 75116, Paris, 2004, pp. 122-137
  • Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Миссия Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского // Высшее образование в России. 2004. №3. С. 21-26
  • Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушкина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социологические исследования. 2004. №11. С. 123-131
  • Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. 2004. №1 (30). С. 9-20.
  • Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. №3 (26). С. 24-37
  • Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. №4. С. 113-121
  • Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Кудряшов Ю.Г. Модернизация предприятий: факторы и направления // Социологические исследования. 2002. №6. С. 18-28
  • Хохлов А.Ф., Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. 2002. №2. С. 3-11
  • Grudzinskiy A. Responding to new consumers / Proceedings of the Deans’ European Academic Network Third Annual Conference, Berlin 8-10 October 2001. Freie Universitat Berlin. Pp. 43-53
  • Грудзинский А.О., Балабанова Е.С. Институциональные условия трансфера технологий // Социологические исследования. 2001. №4. С. 39-48
  • Грудзинский А.О. О коммерциализации научных исследований и высшего профессионального образования // Вестник Российского Университета Дружбы народов. 1999. №4 (1-2). С. 78-82
  • Грудзинский А.О. Внедрение технологий как профессия // Коммерциализация технологий: Российский и мировой опыт. М.: АНХ при Правительстве РФ. 1997. С. 247-258

 

Монографии

  • Социальные проблемы региона. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. 244 с.  (в соавт.)
  • Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. Москва, «Логос», 2005, 541 с. (в соавт.)
  • Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета. 2004. 370 с.