Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, первый проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ), заведующий кафедрой инженерной педагогики и психологии, директор института дополнительного профессионального образования КНИТУ, руководитель Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан.
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан.
Author ID106949, SPIN-код: 7764-6225 (РИНЦ)
Websites: http://www.kstu.ru/emp_detail.jsp?id=-2
E-mail: vgivanov_knitu@mail.ru
Образование
1969 г. – окончил с отличием Грозненский химико-технологический техникум по специальности «техник-технолог».
1971–1972 гг. – курсант Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков ПВО.
1976 г. – окончил с отличием нефтяной факультет Казанского химико-технологического института по специальности «Технология основного органического синтеза».
Ученые степени и звания
1987 – кандидат технических наук, тема диссертации «Каталитическое окисление нефтяных сульфидов».
1989 – ученое звание доцента по кафедре общей химической технологии.
1995 – ученое звание профессора по кафедре общей химической технологии.
1998 – доктор педагогических наук, тема диссертации «Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы».
Профессиональная деятельность
1977–1989 гг. – ассистент, доцент, профессор кафедры общей химической технологии Казанского химико-технологического института (КХТИ).
1989–1996 гг. – проректор по учебной работе КХТИ/КГТУ (с 1996 г. – первый проректор по учебной работе КГТУ (КНИТУ)).
С 1993 г. – заведующий кафедрой педагогики и методики высшего профессионального образования (с 2013 г. – заведующий кафедрой инженерной педагогики и психологии).
С 1998 г. – директор Института дополнительного профессионального образования КГТУ (КНИТУ), руководитель МРЦПК РТ.
Область научных интересов
Инженерная педагогика, интеграция высшего и дополнительного профессионального образования, подготовка преподавателей высшей технической школы, общая химическая технология.
Автор более 400 научных и учебно-методических работ, монографий, 5 авторских свидетельств и патентов.
Преподаваемые дисциплины
- Менеджмент в образовании,
- Актуальные проблемы инженерной деятельности,
- Вузовская система управления качеством,
- Инновационная образовательная деятельность.
Научно-организационная работа
Член международного общества по инженерному образованию IGIP, обладает дипломом «Европейский преподаватель инженерного вуза», первый вице-президент Российского мониторингового комитета IGIP; член Американского общества по инженерному образованию ASEE; вице-президент НП «Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования»; член Правления Ассоциации инженерного образования России; член редакционного совета четырех научных журналов, председатель диссертационного совета КНИТУ по научным специальностям «Теория и методика обучения и воспитания», «Теория и методика профессионального образования»; сертифицированный эксперт Рособрнадзора.
Награды, почетные звания
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования за научно-практическую разработку «Создание и практическое использование комплекса учебно-методических материалов и электронных образовательных ресурсов для подготовки и международной сертификации преподавателей инженерных вузов»,
- Лауреат Российского конкурса «Менеджер года-2001» в номинации «Сфера образования»,
- победитель Российского конкурса «Менеджер года-2001» по Республике Татарстан,
- награжден медалью Республики Татарстан «За доблестный труд», медалью «В память 1000-летия Казани».
- «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»,
- «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан».
Некоторые публикации последних лет
Статьи:
- Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф. Преемственная подготовка инженерных кадров для инновационной экономики в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 68-78.
- Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии //Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 32-42.
- Ivanov V.G., Barabanova, S.V, Galikhanov M.F. Advanced training of engineers in research university: Traditions and innovations // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2017. № 544. pp. 353-361 . https://www.scopus.com
- Иванов В.Г., Барабанова С.В., Галиханов М.Ф., Мифтахутдинова Л.Т. Повышение квалификации инженеров в исследовательском университете: синергетический эффект традиций и инноваций // Инженерное образование. 2016. № 20, С.9-15.
- Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Галиханов М.Ф. Междисциплинарность как вектор развития инженерного образования // Высшее образование в России. 2016. № 8-9, С.149-160.
- Ivanov V.G., Shaidullina A.R., Drovnikov A.S., Yakovlev S.A., Masalimova A.R. Regional experience of students’ innovative and entrepreneurial competence forming // Review of European Studies. 2015. № 7 (1). pp. 35-40. https://www.scopus.com
- Ivanov V., Miftakhova N., Barabanova S., Lefterova O. New components of educational path for a modern engineer // Proceedings of International Conference on Interactive Collaborative Learning. 2015. art. no. 7318023, pp. 184-187. https://www.scopus.com
- Иванов В.Г., Похолков Ю.П., Кайбияйнен А.А., Зиятдинова Ю.Н. Пути развития инженерного образования: позиция глобального сообщества // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 67-79.
- Иванов В.Г., Зиятдинова Ю.Н., Сангер Ф.А. Современное инженерное образование: единство в многообразии // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 54-60.
- Иванов В.Г., Барабанова С.В., Хацринова О.Ю. Повышение квалификации инженерных кадров: организационные новации и образовательные технологии // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 43-50.
- Shageeva F.T., Ivanov V.G. Contemporary technologies for training future chemical engineers // International Conference on Interactive Collaborative Learning. 2013. art. no. 6644546, pp. 106-109. https://www.scopus.com
- Иванов В.Г., Абзалилова Л.Р. Государственная политика в сфере инженерного образования: региональный взгляд // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 50-55.
- Иванов В.Г., Парфирьева Е.А., Барабанова С.В. Россия в ВТО: возможные риски для системы образования // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 39-47.
Книги:
- Научно-педагогические стратегии профессионального образования в исследовательском университете. Монография / Р.З.Богоудинова, В.Г.Иванов, Ф.Т.Шагеева. Казань: Изд-во: РИЦ «Школа», 2017. 328 с.
- Педагогика профессионального образования. Учебное пособие / В.Г. Иванов, Р.З. Богоудинова, Л.И. Гурье, Г.И.Ибрагимов и др. Под редакцией П.Н. Осипова. Казань: Изд-во РИЦ «Школа», 2014. 380 с.
- Общая химическая технология. Основные концепции проектирования химико-технологических систем. Учебное пособие / И.М.Кузнецова, Х.Э.Харлампиди, В.Г.Иванов, Э.В.Чиркунов.- 2-е издание. Изд-во «Лань», 2014. 384 с.
- Теоретические и методические основы инновационной подготовки инженеров в исследовательском университете. Коллективная монография / В.Г.Иванов, Л.И.Гурье, П.Н.Осипов, Р.З. Богоудинова и др. Под редакцией В.Г. Иванова. Казань. Изд-во: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2012. 288 с.