Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

К нашим читателям

Журнал осваивает качественно новые рубежи, расширяя свою географию как межрегиональное и тематику как междисциплинарное издание. Мы исходим из того, что проблематика высшего образования требует осмысления в различных ракурсах: философском, социологическом, историческом, экономическом (в том числе в русле «экономики знания»), культурологическом, педагогическом и т.п. При этом, конечно, науковедение и «науки об образовании» («educational sciences») образуют ядро комплексных исследований.

Производство, обмен и потребление научного знания по сути своей есть коммуникативный процесс. Научное знание об образовании производится и потребляется  в процессе научного общения, вырабатывается совместно и в итоге принадлежит всем. Базисными категориями анализа в современной философии науки считаются «коммуникация», «консенсус», «консолидация», «кооперация», «когеренция», «компромисс», «конвенция». Миссия научного периодического издания в этой перспективе зависит от того, в какой мере его пространство — географическое, институциональное, когнитивное — оказывается площадкой для заинтересованного спора, семинара, дискуссии. А его удача – живой отклик читателей, аргументация позиций, расширение диапазона обсуждаемых вопросов, плодотворный обмен обоснованными мнениями.
Журнал претендует на роль посредника в диалоге акторов образовательного сообщества, мы — против авантюрного новаторства, мы — за академически взвешенный и строго научный анализ социокультурных интересов в образовательном поле. Высшее образование – особая область человеческой деятельности: здесь как нигде уместен «консервативный либерализм», то есть реформаторство, опирающееся на лучшие традиции, ценности и образцы, накопленные историческими предшественниками. Соответствующим образом видится общекультурная миссия издания — наращивать и аккумулировать интеллектуальные и духовные ресурсы вузовского сообщества, обнаруживать нетривиальные варианты решения задач модернизации российского образования. Мы заинтересованы в том, чтобы статьи наших авторов «заземлялись» на образовательно-педагогической практике, а по большому счету – поднимали профессиональную планку достижений вузовской системы.
Темы вырастают из педагогической реальности и кристаллизуются в ней. Их диапазон широк: мировоззренческие, логико-методологические, социально-культурные, психологические параметры разнообразных моделей обучения; проблемы качества высшего образования; содержание и технологии преподавания разных типов предметов (естественно-научных, инженерных, гуманитарных) в контексте современных тенденций интеграции мирового образовательного порядка и т.д.
Считаем, что дискуссионность — важнейшая черта нашей работы, а журнал — действенный механизм формирования консенсуса, сближения концептуальных воззрений, выработки общепонятного языка и толерантных позиций. Сегодня идейные баталии и политические страсти вокруг программы модернизации образования, пожалуй, улеглись. Создана идейная почва для научного, то есть спокойного, объективного и вместе с тем критического анализа образовательной реальности и ее рефлексии в системе отечественного высшего образования. Наш журнал как профессиональный орган научно-педагогического сообщества и в дальнейшем будет всемерно способствовать выработке конструктивных позиций по культурно-образовательным стратегическим вопросам. Открытость журнала для всех категорий вузовской и научной интеллигенции, его доступность для всех слоев читательской аудитории и авторского коллектива – от студентов до академиков – позволит, мы надеемся, создать целостное представление о современных проблемах важного института общества. Будущее журнала зависит от вас, наши подписчики, читатели и авторы – всех, кто заинтересован в его деятельности.