Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Зборовский Гарольд Ефимович

Доктор философских наук, профессор, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

(ORCID) (РИНЦ) (ResearcherID) (Scopus)

E-mail: g.e.zborovsky@urfu.ru; garoldzborovsky@gmail.com

Образование

1959 – Уральский государственный университет им. А.М. Горького, исторический факультет

Ученые степени и звания

1965 – кандидат философских наук, кандидатская диссертация на тему «Критика современной буржуазной социологии досуга».

1981 – доктор философских наук, докторская диссертация на тему «Образ жизни и деятельность в свободное время при социализме».

1967 – ученое звание доцента по кафедре философии.

1984 – ученое звание профессора по кафедре философии и научного коммунизма.

Профессиональная деятельность

1959–1963 – учитель истории в школах гг. Уфы и Свердловска.

1963–1975 – ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор на кафедре философии Свердловского юридического института

1975–1981 – заведующий кафедрой Свердловского государственного педагогического института

1981–2001 – Свердловский инженерно-педагогический институт (с 1993 г. – Уральский профессионально-педагогический университет), профессор, заведующий кафедрой социологии, проректор по международным связям, директор института социологии и экономики.

2002–2012 – Гуманитарный университет (г. Екатеринбург), профессор, заведующий кафедрой социологии, декан социологического факультета.

С 2012 г. по настоящее время – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, профессор, профессор-исследователь.

Научно-организационная работа

Первый вице-президент Российского общества социологов (с 2001 г.)

Член редколлегии журнала «Социологические исследования», член редколлегий журналов «Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры», «Вестник Сургутского государственного педагогического университета», «Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика», «Педагогический журнал Башкортостана».

Под руководством Г.Е. Зборовского подготовлено и защищено 10 докторских и 48 кандидатских диссертаций.

Области научных интересов в настоящее время

  • Теория, методология и история социологии,
  • Теория социальной общности,
  • Социология высшего образования,
  • Социология времени,
  • Социология управления.

Научные исследования поддержаны Российским научным фондом (РНФ), Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Опубликовал более 600 работ, в том числе свыше 60 учебников, учебных пособий, монографий.

Преподаваемые дисциплины (образовательные программы аспирантуры, программы повышения квалификации преподавателей высшей школы):

  • Общая социология
  • Социология образования
  • Социология управления
  • История социологии
  • История и методология науки

Награды, почетные звания

1993 – Заслуженный деятель науки РФ.

2001 – лауреат конкурса Министерства образования РФ «За научный вклад в образование России» за книгу «Образование: от XX к XXI веку» и цикл статей 2000 г. по проблемам образования.

2004 – премия им. И.Г. Петровского (МГУ) за цикл научно-педагогических работ по теории и истории социологии.

2008 – Серебряная медаль имени Питирима Сорокина за вклад в развитие социологической науки.

2012 – знак «Заслуженный деятель Российского общества социологов».

2016 – звание лучшего профессора Уральского федерального университета.

Некоторые публикации последних лет по проблемам высшего образования

Статьи

Зборовский Г.Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе // Экономика региона. 2018. Т. 13. № 3. С. 913–925.

Зборовский Г.Е. Стратегии развития образовательных общностей в вузах Уральского макрорегиона: предпосылки и возможности реализации // Известия УрФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2018. № 1 (171). С. 163–172.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Как превратить доверие в нематериальный актив развития высшей школы // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 96–107.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шуклина Е.А. Существует ли система высшего образования? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 76–86.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 38–49.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Сетевое взаимодействие вузов в системе высшего образования Уральского макрорегиона // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 2. С. 446–456.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Управление университетами в зеркале оценок образовательных общностей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 100–111.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Будущее образовательных общностей: временная перспектива в условиях социальной неопределенности // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 3–13.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 34–44.

Зборовский Г.Е. Научно-образовательное знание как знаниевая основа нелинейной модели высшего образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 4.

Зборовский Г.Е. Предпосылки и проблемы концепции нелинейного развития высшего образования в российском макрорегионе (статья 1) // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (статья 1), № 6 (статья 2).

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Темпоральные характеристики и противоречия студенческой молодежи как возрастной общности // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 72–80.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 34–44.

Книги

Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2000. 301 с.

Зборовский Г.Е. Социология педагогического образования / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. Екатеринбург–Сургут: РИО СурГПУ; РИО ГУ г. Екатеринбурга, 2011. 447 c.

Зборовский Г.Е. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских, А.К. Клюев, А.А. Кузьминчук, С.В. Кульпин, М.В. Певная, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина; под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 с.

Зборовский Г.Е. Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских, А.К. Клюев, А.А. Кузьминчук, С.В. Кульпин, М.В. Певная, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина; под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 400 с.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Может ли университетский менеджер управлять изменениями в современном вузе // Управление изменениями в высшей школе: коллективная монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2018. 384 с. (Научная мысль).