ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Аннотация
Качество подготовки выпускников вузов подвергается критике со стороны работодателей. Выходя на рынок труда, выпускник системы высшего образования имеет выбор, но часто не понимает, как им воспользоваться. Причиной тому является недостаток внимания к проблемам профессиональной социализации при освоении образовательных программ. В складывающихся условиях возникает потребность создавать в ходе образовательного процесса условия для осуществления обучающимися диалектического синтеза социализации и индивидуализации относительно решения задач нахождения вариантов построения профессионально-жизненного пути. В статье предлагается связывать решение обозначенных задач с освоением обучающимися процедур самоопределения относительно видов осваиваемой деятельности в соответствии с требованиями образовательных программ. Раскрывается сложность реализации предлагаемого процесса и обосновывается потребность в его реализации для достижения выпускниками конкурентоспособности как прогнозируемого результата высшего образования.
Об авторах
И. Ю СтепановаРоссия
Степанова Инга Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики, психологии и социологии.
Адрес:660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
В. А. Адольф
Россия
Адольф Владимир Александрович –доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики.
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89
Список литературы
1. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. 2012. №3. С. 92–102.
2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Конкурентоспособность – показатель качества ВПО // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 77–79.
3. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 219 с.
4. Адольф В.А. Вызовы времени – становление профессионально-образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 9–13.
5. Степанова И.Ю., Зырянова Е.В. О средствах содействия самоопределению магистрантов-педагогов в управленческой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53 (8). С. 51–59.
6. Степанова И.Ю., Пилипчевская Н.В. Практико-ориентированная подготовка в вузе: педагогическая интернатура – погружение студентов в профессиональную деятельность / Под общ. ред. В.А. Адольфа; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 224 с.
7. Карпов А.О. Трансформативные учебные программы // Знание. Понимание, Умение. 2011. №1. С. 52–57.
8. Gordon R. Understanding, personal identity and education // Journal of philosophy of education. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. Vol. 38. No. 4. P. 589–600.
9. Winch C. Developing critical rationality as a pedagogical aim // Journal of philosophy education. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. Vol. 38. No. 3. P. 467–484.
10. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. 214 с.
11. Степанова И.Ю., Зырянова Е.В. О новых педагогических позициях преподавателя при реализации подготовки педагогов в вузе в условиях стандартов нового поколения // Материалы X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск). 2016. С. 222–227.