ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭКРАНЕ
Аннотация
Современные возможности электронного представления образовательного материала определяют необходимость образовательному сообществу решать множество задач, связанных не только с формированием новых технологий взаимодействия «обучающийся – преподаватель», но и с разработкой правил подачи информации для активизации когнитивных процессов обучающегося. В первую очередь это касается особенностей размещения информации на экране. В данной статье даётся краткий анализ закономерностей восприятия информации в Интернете, на основании чего определяется перечень эргономических правил, соблюдение которых позволит повысить эффективность работы обучающихся с образовательной информацией посредством создания дружелюбной интернет-среды.
Об авторах
Н. А. КлоктуноваРоссия
Клоктунова Наталья Анатольевна – кандидат социологических наук, доцент.
Адрес:410012 г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112
С. Б. Вениг
Россия
Вениг Сергей Борисович – доктор физико-математических наук, профессор.
Адрес:410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
В. А. Соловьева
Россия
Соловьева Валентина Александровна – аспирант.
Адрес:410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
Список литературы
1. Пресс И.А. О некоторых психолого-педагогических аспектах применения e-Learning // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 105–111.
2. Келли П., Коутс Х., Нейлор Р. Онлайн-образование: путь от участия к успеху (Пер. с англ. Е. Шадриной) // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 34–58. DOI: 10.17323/18149545-2016-3-34-58
3. Загвоздкина М.В., Стымковский В.И. E-learning: новые задачи для преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 150–155.
4. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Логос, 2001. 356 с.
5. Martin R., Shamari M., Seliaman M.E., Mayhew P. Remote Asynchronous Testing: A Cost-Effective Alternative for Website Usability Evaluation // International Journal of Computer and Information Technology. 2014. Vol. 03. No. 01. P. 99–104.
6. Durant D.M., & Horava T. The future of reading and academic libraries // Portal: Libraries and the Academy. 2015. No. 15 (1). P. 5–27.
7. Shen S. Predicting Eye Fixations on Webpage With an Ensemble of Early Features and HighLevel Representations from Deep Network // IEEE Transactions on Multimedia. 2015. Vol. 17. No. 11. P. 2084–2093.
8. Коханова Л.А. Устно-письменный формат публикаций на экологическую тематику (из практики учебно-исследовательских проектов) // Гуманитарный вектор. Серия: филология, востоковедение. 2016. Т. 11. № 3. С. 205–210. DOI: 10.21209/2307-1834-2016-11-3-205-210
9. Морозова Л.Ю., Новикова Ю.В. Особенности чтения текста с бумажных и электронных носителей // Arctic Evironmental Research. 2013. № 1. С. 81–88.
10. Woolfitt Z. The effective use of video in higher education. 2015. 49 p. URL: https://www.inholland.nl/media/10230/the-effective-useof-video-in-higher-education-woolfitt-october-2015.pdf
11. Полякова Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10. С. 120–124.
12. Mason L., Pluchino P., Tornatora M.C., Ariasi N. An Eye-Tracking Study of Learning from Science Text with Concrete and Abstract Illustrations // The Journal of Experimental Education. 2013. Vol. 81. No. 3. P. 356–384. DOI: 10.1080/00220973.2012.727885
13. Noyesa J.M., Garlandb K.J. Computer -vs. paper-based tasks: Are they equivalent? // Ergonomics. 2008. Vol. 51. No. 9. P. 1352–1375.
14. Dzulkifli M.A., Mustafar M.F. The Influence of Colour on Memory Performance: A Review // The Malaysian Journal of Medical Science. 2015. No. 20 (2). P. 3–9.
15. Venig S.B., Solov'eva V.A. Eye-tracking: regularities of educational information searching // International annual edition of applied psychology. 2016. Vol. 3, No. 1. P. 97–111.
16. Nichols M. Reading and Studying on the Screen: An Overview of Literature Towards Good Learning Design Practice // Journal of Open, Flexible and Distance Learning. 2016. No. 20 (1). P. 33–43.
17. Franken G., Podlesek A., Možina K. Eyetracking Study of Reading Speed from LCD Displays: Influence of Type Style and Type Size // Journal of Eye Movement Research. 2015. No. 8(1). DOI: http://dx.doi.org/10.16910/jemr.8.1.3
18. Муромцев В.В., Муромцева А.В. Особенности представления информации на страницах сайта // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. № 6 (107). С. 179–187.
19. Маклаков Г.Ю. Особенности использования мультимедийных технологий в преподавании фундаментальных дисциплин в высшей школе // Теория и методика обучения математике, физике, информатике. 2003. № 3 (9). С. 211–214.
20. Krejtz K., Duchowski A.T., Krejtz I., Kopacz A. Gaze Transitions When Learning with Multimedia // Journal of Eye Movement Research. 2016. No. 9 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.16910/jemr.9.1.5
21. Freire F.L., Arezes P.M., Campos J.C. A Literature review about usability evaluation methods for e-Learning platforms // Work (Reading Mass.). 2012. Vol. 41. P. 1038–1044. DOI: 10.3233/WOR-2012-0281-1038
22. Горячкин Б.С. Шкала для оценки эргономичности способов отображения информации // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2014. № 5. 155–161.
23. Dix A., Finlay J., Abowd G.D., Beale R. Human-Computer Interaction. 3rd ed. Pearson Education Limited, 2004. 834 p.