Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация

Статья подготовлена на основе опыта работы ее авторов в техническом вузе на различных позициях. Она представляет собой итог размышлений о проблеме совершенствования правового сопровождения инженерной деятельности через развитие новых форм взаимодействия правоведов и представителей инженерной профессии, преподавателей и администрации инженерных вузов. Авторы оценивают традиционные подходы к организации обучения праву будущих инженеров как не отвечающие требованиям современной инженерной деятельности и предлагают не только пересмотреть содержание соответствующих курсов, но и изменить организационную структуру вуза. В частности, предлагается отойти от традиционного разделения кафедр социогуманитарного и технического профиля и создать структуру междисциплинарного характера. Изучение дисциплин юридического блока в инженерном вузе, по мнению авторов, необходимо и актуально, при этом преподавать их следует с ориентацией на формирование правовой грамотности студентов как будущих специалистов в инженерно-технической сфере. Это потребует переподготовки преподавателей-юристов, их активного взаимодействия с представителями инженерных дисциплин, проведения соответствующих научных и прикладных исследований. Также должна быть трансформирована и подготовка студентов гуманитарных специальностей в инженерных вузах, они обязательно должны получать основы инженерно-технических знаний для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

Об авторах

С. В. Барабанова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

д-р юрид. наук, доцент, проф. кафедры правоведения,

420015, Республика Татарстан, г. Казань, К. Маркса, 68



Р. И. Зинурова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

д-р социол. наук, проф., директор Института управления инновациями, зав. кафедрой менеджмента и предпринимательской деятельности,

420015, Республика Татарстан, г. Казань, К. Маркса, 68



Список литературы

1. Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Москва, 19-20 ноября 2008 г.). М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 384 с.; Стегний В.Н. Компетентностный подход к содержанию цикла ГСЭД при подготовке инженера // Высшее образование в России. 2011. №1. С. 77-81.

2. Цит. по: Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998. 227 с.

3. Чучалин А.И., Данейкина Н.В. Адаптация подхода CDIO к магистратуре и аспирантуре // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 17-32.

4. Переосмысление инженерного образования: подход CDIO / Э.Ф. Кроули [и др.]; пер. с англ. М., 2015. 504 с.

5. Правоведение: сборник задач и упражнений. М., 2015. 160 с.

6. Игропрактикум: Опыт преподавания основ права: методическое пособие / Под ред. В.Б. Исакова. М.: Инфра-М, Норма, 2015. 304с.

7. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник / Под ред. А.Я. Капустина. М.: Юрайт, 2015. 382 с.

8. Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2011. 316 с.

9. Коровяковский Д.Г. Глобализация высшего юридического образования: историко-правовые аспекты формирования инновационного подхода. М., 2015. 144 с.

10. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело»: российский и зарубежный опыт / Д.Г. Коровяковский и др. М.: Юстиция, 2016.342 с.

11. Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России. М.: Проспект, 2016. 328 с.

12. Ivanov V.G., Miftakhutdinova L.Т., Galikhanov М.F., Barabanova S.V. Engineering Staff Development in Research University: Synergy of Traditions and Innovations // Engineering Education. 2016. № 20. P. 9-15.

13. Барабанова С.В. Билингвизм, поликультурность и сравнительное правоведение в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 20-25.

14. Ivanov V., Miftakhova N., Barabanova S., Lefterova O. New Components of Educational Path for a Modern Engineer // Proceedings of the International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), (20-24 September 2015, Florence, Italy). Red Hook, NY: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2015. P. 184-187.

15. Barabanova S.V., Shagieva R.V., Gorokhova S.S., Popova O.V., Rozhnov A.A., Popova A.V. Innovative Components in the Educational Strategy of Training the Modern Graduates // Journal of IEJME-Mathematics Education - IJESE. 2016. Nov. 11. P. 3329-3338.

16. Иванов В.Г., Кондратьев В.В., Кайбияйнен А.А. Современные проблемы инженерного образования: итоги международных конференций и научной школы // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 66-77; Приходько В.М. Соловьев А.Н. IGIP и тенденции инженерной педагогики в России и в мире // Высшее образование в России. 2013. №6. C. 26-32.

17. Gorodetskaya I.M., Shageeva F.T., Khramov V.Y. Development of cross-cultural competence of engineering students as one of the key factors of academic and labor mobility // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015. P. 141-145, DOI: 10.1109/ICL.2015.7318015 / Source Scopus

18. Shageeva F.T., Erova D.R., Gorodetskaya I.M., Prikhodko L.V. Socio-psychological readiness for academic mobility of engineering students // Proceedings of 2016 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2016, Paper ID 1743 /


Рецензия

Просмотров: 411


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)