Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Сегодня многие ведущие вузы России обретают черты, характерные для университетов третьего поколения. Адаптация к новым условиям вызывает преобразования собственной структуры университетов. Развитие опережающего образования для кадрового сопровождения быстро формирующихся междисциплинарных технологий ведёт к слиянию и делению подразделений, а также к созданию межфакультетских команд. Университеты становятся центрами сетевых взаимодействий с бизнесом и партнёрами. Происходит интенсивное взаимопроникновение проектных и административных форм управления. Возникающие при этом заметные изменения роли многих ведущих сотрудников воспринимаются болезненно и также требуют развития новых подходов к управлению. Возрастает объединяющая роль таких коллективно принимаемых документов, как миссия и стратегия вуза. Конкретная характеристика возникающих проблем управления иллюстрируется на примере формирования опережающего междисциплинарного образования в области биомедицины и биотехнологий в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Отмечается, что на современном этапе развития университет обретает черты открытой системы (в интерпретации И. Пригожина).

Об авторе

Р. Г. Стронгин
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Стронгин Роман Григорьевич - доктор физико-математических наук, профессор, президент. 

Адрес:603950, Н. Новгород, просп. Гагарина, 23



Список литературы

1. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период / Пер. с англ. М.: Сбербанк, 2016. 422 с.

2. Галажинский Э.В. Востребованные компетенции руководителей университетов: мировые тренды vs российские процессы в образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 6-8.

3. University leader's perspectives. Governance and funding. European University Association. Autumn 2015. 27 р.

4. Беляков С.А., Заборовская А.С., Клячко Т.Л., Королев И.Б. Модели финансирования вузов: анализ и оценка. М.: Технопечать, 2005. 274 с.

5. Стронгин Р.Г., Грудзинский Ф.О. Миссия Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 21-26.

6. Preparing universities for an era of change / Eds: Luc E. Weber and James J. Duderstadt. ECO-NOMICA. Glion Colloquium Series № 8. London. Paris. Geneve, 2014. 280 р.

7. Wespel J., Orr D., Jaeger M. The implication of excellence in research and training // International Higher Education. № 72 (Summer 2013).P. 13-15.

8. Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Инновационное образование: опережающая стратегия и интеграция // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 5-14.

9. Risenberg N. The tipping point: The Blavatnic Awards for young scientists focused on providing early-career support — critical for tuning young researcher into tomorrow's innovations // The New York Academy ofSciences Magazine. 2012,Autumn. P. 16-18.

10. Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 11-18.

11. ПригожинИ., СтенгерсИ Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. Изд. 6-е. М.: Изд. ЛКИ, 2008. 296 с.

12. Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Научно-образовательные центры и сети инновационного университета: вопросы управления. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2012. 134 с.


Рецензия

Просмотров: 492


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)