«СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКАХ
Аннотация
Основной проблемой, обсуждаемой в статье, является вопрос об условиях и эффектах реификации (овеществлении) гуманитарных реалий, производимой научно-педагогическим текстом. Физикалистская научная установка на реализацию «режима истины» рассматривается в качестве одного из основных реифицирующих условий. Дереификация связывается с «семиологическим поворотом» научно-педагогического высказывания, обусловленным самореферентностью научно-педагогического языка и коммуникативной объективацией его риторических форм. Еще одним условием дереификации выступает изменение образа научности, на который ориентируются науки об образовании.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ПолонниковБеларусь
Полонников Александр Андреевич - кандидат психологических наук, доцент, Центр проблем развития образования
Адрес: 220050, Минск, ул. Московская, 15-725
Список литературы
1. Bassey M. Case study research in educational settings. Buckingham: Open University Press, 1999. 192 p.
2. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр; МЕДИУМ, 1995. 321 с.
3. де Ман П. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 368 с.
4. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 280 с.
5. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.
6. Полонников А.А. «Иконический поворот»: образовательные стратегии и альтернативы // Высшее образование в России. 2013. № 6. C. 127-136.
7. де Ман П. Слепота и прозрение. СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. 256 с.
8. Goffman E. Forms ol^ talk. Philadelphia: University ofPennsylvania Press, 1981. 335 p.
9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994. 616 с.
10. Роботова А.С. Неоднозначные проблемы в педагогике высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 47-54.
11. Кожевникова М.Н. Язык педагогики // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 283-302.
12. Краевский В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания. URL: www.bim-bad.ru/biblioteka/articlefull.php?aid=1209
13. Сериков В.В. Методологическая рефлексия педагогики: к современному прочтению // Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / Под ред. Р.С. Бозиева, В.К. Пичугиной, В.В. Серикова. М.: Планета, 2016. С. 10-19.
14. Bieszczad В. Pedagogika i j^zyk. Perspektywa articles2/lix-corp/rost-obema-informatsii—rea-ponowoczesna. Krakow: Wydawnictwo Uniwer- lii-tsifrovoy-vselennoy sytety Jagelonskiego, 2013. 214 s.
15. Щитцова Т. Феномен воспитания и наука о воспитании в творчестве Финка // Топос. 2000. № 2. С. 38–40.
16. Шкловский В. Искусство как приём // Опояз. Материалы. Документы. Публикации. URL: http://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html
17. Роботова А.С. Научно-педагогическое рецензирование: большие проблемы малого жанра // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 142–148.
18. Потебня А.А. Мысль и язык. К.: СИНТО, 1993. 192 с.
19. Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. 728 с.
20. Требования к научной статье ВАК. URL: https://www.ru-science.com/ru/blog/publikaciya-nauchnyh-statej-vak/trebovaniya-k-nauchnoj-stat-e-vak
21. Рост объема информации – реалии цифровой вселенной. URL: http://www.tssonline.ru/articles2/fix-corp/rost-obema-informatsii--realii-tsifrovoy-vselennoy
22. Clarke A. Situational Analysis: Grounded Theory After the Postmodern Turn. London; New Delhi: SAGE Publications; Thousand Oaks, 2005. 365 р.
23. Klus-Stańska D. Odwrot od rozwoju: kontrowersyjna czy obiecująca zmiana paradygmatu wczesnej edukacji // Studia Edukacyjne. 2016. Nr. 38. S. 7–20.
24. Роботова А.С. И снова… о научно-педагогических текстах // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 94–98.
25. Рикер П. Повествовательная идентичность. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/pov_ident.php
26. Гумбрехт Х.У. Ледяные объятия «научности», или Почему гуманитарным наукам предпочтительнее быть «Humanities and Arts» // Новое литературное обозрение. 2006. № 81. С. 201–226