ПОРТРЕТ СЛУШАТЕЛЯ ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН-КУРСА
Аннотация
Приведены данные двухлетнего анализа особенностей выбора онлайн-обуче-ния слушателями на примере массового открытого онлайн-курса (МООК) «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие», реализуемого с сентября 2015 г. на Национальной платформе «Открытое образование» (www.openedu.ru). На основе анкетирования составлен обобщённый портрет российского слушателя открытого онлайн-курса. По нашим данным, в основном это женщины молодого возраста, проявляющие интерес к предмету и являющиеся или студентами, или молодыми специалистами, проживающие преимущественно в Московском регионе. Установлено, что в 2015-2016 гг. обучение на нашем курсе завершили 9-11% слушателей от общего числа записавшихся; эти показатели совпадают с данными, полученными зарубежными исследователями МООК по количественному отсеву слушателей. Одной из основных причин выбора онлайн-обучения слушатели назвали возможность расширения своего кругозора, что и определяет специфику онлайн-курсов, которые не только дают новые знания, но и помогают систематизировать уже имеющиеся. Немаловажным признаком, свидетельствующим в пользу развития онлайн-обучения, является возрастание к 2016 г. количества слушателей нашего курса, проживающих за рубежом.
Об авторах
Л. В. ПоповаРоссия
Попова Людмила Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Музея Землеведения.
Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
Н. Н. Марфенин
Россия
Марфенин Николай Николаевич – доктор биологических наук, профессор, биологический факультет.
Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
П. Л. Пеккер
Россия
Пеккер Полина Леонидовна - аспирант, факультет педагогического образования,
Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
2. McAuley A., Stewart B., Siemens G., Cornier D. The MOOC Model for digital practice.CC Attribution, 2010. URL: http://www.elearnspace.org/Articles/MOOC_Final.pdf
3. Титова С.В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145-151.
4. Третьяков В.С., Ларионова В.А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 55-66.
5. Downes S. The Role of Open Educational Resources in Personal Learning // McGreal, R., Kinuthia, W., Marshal, S. (Eds). Open Educational Resources: Innovation, Research and Practice. Commonwealth of Learning and Athabasca University, Vancouver, 2013. P. 207-221. URL: http://oasis.col.org/bits-tream/handle/11599/486/pub_PS_OER-IRP_web.pdl?sequence=1&isAllowed=y
6. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 104-115.
7. Открытая дискуссия. Я.И. Кузьминов -М. Карной. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.
8. Koutropoulos A., GallagherM.S., Abajian S.C., deWaard I., Hogue R. J., Keskin N.O., Rodriguez C.O. Emotive vocabulary in MOOCs: Context & participant retention // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2012. 05.10. URL: http://www.eurodl.org/materials/contrib/2012/Koutropoulos_et_al.pdf
9. Liynagunawardema T.R., Adams A.A., Williams S.A. MOOCs: a systematic study of the published literature 2008-2012 // International Review of Research in Open and Distance Learning. Vol. 14. No. 3. P. 202-227. URL: http://www.irrodl.org/index.php/ir-rodl/article/view/1455 DOI: http://dx.doi.org/10.19173/irrodl.v14i3.1455
10. Ho A.D., Reich J., Nesterko S., Seaton D.T., Mullaney T., Waldo J., Chuang I. Harvardx and MITx: The first year of open online courses (Harvardx and MITx Working Paper No. 1). 2014. Jan 21. URL: http://papers.ssm.com/sol3/papers.fm?abstractjd=2381263
11. Интернет-образование: участники курсов и опыт обучения // Типичная Вышка. Бюллетень Центра внутреннего мониторинга. 2016. № 3 (25). С. 2-3.
12. Kop R., Fournier H., Mak J.S.F. A pedagogy of abundance or a pedagogy to support human beings? Participant support on massive open online courses // International Review of Research in Open and Distance Learning, Special Issue – Emergent Learning, Connections, Design for Learning. 2011. No. 12 (7). P. 74-93. URL: http://nparc.cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/view/accepted/?id=561c1d40-92f3-4316-af6e-4f2cb42d5848