Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ К МООК

Аннотация

Рассмотрены вопросы истории заочного образования в России и за рубежом. Обсуждена эволюция целей перед российской системой заочного образования: выделено историческое смещение акцентов от решения задач ликвидации дефицита инженерных кадров, стоявших перед отечественными отраслевыми ВУЗами в 1920-е гг., до задач реализации непрерывного обучения в течение человеческой жизни, многократного повышения квалификации с использованием открытой информационно-образовательной среды современных университетов. Особое внимание уделено технологиям и средствам заочного обучения на каждом историческом этапе в России.  Приведены методики преподавания физики студентам-заочникам на начальном этапе становления заочного образования в России. Выделены особенности современного этапа заочного обучения. Рассмотрены детали появления и развития новой технологии массовых открытых онлайн курсов (МООК), которая на современном этапе представляется для заочного обучения наиболее эффективной. Предложено настоящее и ближайшее будущее заочного образования в России связывать с явлением МООК, поскольку именно такой формат позволяет охватить большой массив желающих получить высшее образование, повысить качество их учебной деятельности, и обеспечить эти преимущества с наименьшими затратами (и для университета, и для студента).  Обсуждены опыт использования и перспективы применения МООК в российских и зарубежных университетах. Приведены сведения об особенностях МООК, выложенных на Российской национальной платформе открытого образования (НПОО), и их месте в учебном процессе российских университетов, в том числе и в формате заочного обучения.

Об авторе

Александра Федоровна Смык
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия
Заведующая кафедрой "Физика"


Список литературы

1. Смык А.Ф. Исторический опыт реформирования инженерного образования в Рос-сии // Вопросы истории естествознания и техники. 2015. Т.36. №3. С. 537-558.

2. Варбург Э. Курс опытной физики: учеб. для втузов; пер. с нем. Д. Д. Хмырова. М.; Л.: ОНТП: НКТП СССР: Главная редакция общетехнической литературы, 1936. 621 с.

3. Лазарев П.П. Курс экспериментальной физики. Письмо 1-2. Введение в курс физи-ки; Ин-т заоч. техн. образ. при Всесоюз. совете науч.-техн. о-в ВЦСПС. М.: [б. и.] , 1923. 42 c.

4. Методическое письмо по общему курсу физики: К учебнику Э. Варбурга. "Курс опытной физики", изд. 1936 г. / Сост. В. С. Волькенштейн; Ленингр. гос. ун-т. Сек-тор заоч. обучения. Естественный фак. Педагог. ин-т. Л.: СЗО ЛГУ, 1938. 27 с.

5. Рабочая программа по курсу "Физика": Для студентов-заочников втузов НКПС с прил. метод. указаний к проработке курса и примечаний к книге Берлинера "Физи-ка" / Сост. доц. кафедры "Физика" МИИТ им. И. В. Сталина А. И. Крушевский; СССР - НКПС, Центр. упр. учеб. заведениями. М.: Изд. и 5 тип. Трансжелдориздата, 1938. 176 с.

6. Приходько В.М., Смык А.Ф. Становление высшего автомобильно-дорожного обра-зования в России: монография. М.: МАДИ, 2015. 164 с.

7. Лазарев П.П. Курс физики. (Читанный на Предкурсах); Главтуз-В. С. Н. Х.-С. С. С. Р. Гос. электромашиностроительный ин-т им. Я. Ф. Каган-Шабшай. М.: Электро-машиностроительный ин-т им. Я. Ф. Каган-Шабшай, 1922. 28 с.

8. Distance Education for the Information Society: Policies, pedagogy and professional de-velopment: Analytical Survey. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2000, 86 p.

9. Taylor J.C. Fifth generation distance education // e-Journal of Instructional Science and Technology (e-JIST). 2001. Vol. 4 (1). Р. 1-14.

10. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy // The Interna-tional Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. Vol. 12 (3). P. 80-97.

11. Nipper S. Third generation distance learning and computer conferencing. In R. Mason & A. Kaye (Eds.), Mindweave: Communication, computers and distance education. Oxford, UK: Permagon, 1989. P. 63–73.

12. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013, № 3. С. 148-155.

13. Li Y., Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education White Paper. University of Bolton: CETIS, 2013 URL: http://publications.cetis.org.uk/wp-content/uploads/2013/03/MOOCs-and-Open-Education.pdf

14. Kaplan A.M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. Vol. 59 (4). P. 441-450.

15. Bates A.W. Teaching in a Digital Age. Guidelines for designing teaching and learning for a digital age: Tony Bates Associates Ltd, 2015. URL: https://opentextbc.ca/teachinginadigitalage/

16. Сlass-Сentral. URL: https://www.class-central.com/

17. Liyanagunawardena Т.R, Adams A.A., Williams S.A. MOOCs: A systematic study of the published literature 2008-2012 // The International Review of Research in Open and Dis-tributed Learning. 2013. Vol. 14 (3). P. 202-227.

18. Бадарч Д., Токарева Н.Г. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 135-146.

19. Бабаева М.А. Концепции современного естествознания. URL: https://openedu.ru/course/spbstu/CONCMOD/

20. Бабаева М.А. МООК НПОО в реализации сетевого взаимодействия вузов. Обуче-ние естествознанию // Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образова-ния: материалы междунар. науч.- метод. конф. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та си-стем упр. и радиоэлектроники, 2018. С. 205-207.


Рецензия

Просмотров: 832


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)