СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ И КОНТРОЛЬКАЧЕСТВА
Аннотация
Проблема подготовки квалифицированных инженерных кадров, удовлетворяющих высокие запросы работодателей, является одной из наиболее острых в современной инновационной экономике. Задача оценки качества подготовки инженера, соответствия этой подготовки требованиям отраслевых профессиональных стандартов, тем более в условиях создания новых производств, основанных на сложных бизнес-процессах, ещё больше усиливает обозначенную проблему. Следует отметить, что качественная подготовка инженера немыслима без независимой вневедомственной оценки. Для осуществления независимой оценки квалификации инженерных кадров планируется организовать специализированные центры (так называемые ЦОКи – центры оценивания компетенций), осуществляющие проверку уровня подготовки инженеров. Такой центр для IT-специалистов планируется
создать в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.
Приведена структура российской системы подготовки инженерных кадров. Показывается
многовариантность подготовки за счёт выбора обучающимся образовательной траектории. Приводится зарубежный опыт в оценке качества подготовки инженерных кадров к профессиональной деятельности. Описываются требования к центрам оценки квалификаций
и возможные процедуры оценивания. Подчёркивается необходимость создания современных
фондов оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций, согласованных с работодателями в соответствии с отраслевыми профессиональными стандартами
Об авторах
Данилов А. Н.Россия
канд. техн. наук, проф. кафедры автоматики и телемеханики
М. Б. Гитман
Россия
д-р физ.-мат. наук, проф. кафедры вычислительной математики и механики
В. Ю. Столбов
Россия
д-р техн. наук, проф., декан факультета прикладной математики и механики
Е. К. Гитман
Россия
д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики
Список литературы
1. Шохин А.В. Национальная система квалификаций: ретроспектива и перспектива // Бизнес России. 2015. № 2. URL: http://businessofrussia. com/mar-2015/item/1081-sys-qual.html/
2. Шохин А.В. Инженерное дело – основа развития России // Русский инженер. 2014. № 3–4. С. 14–16.
3. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей // Высшее образование в России. 2017. № 6. C. 29–35.
4. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда// Высшее образование в России. 2017. № 11. C. 5–11.
5. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. C. 5–15.
6. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. C. 26–31.
7. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2009.
8. Тютиков В.В., Грубов Е.О., Битеряков Ю.Ф. Анализ международного опыта сертификации профессиональных квалификаций в отрасли энергетики // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2012. № 5. С. 76–84.
9. Данилов А.Н., Овчинников А.А., Гитман М.Б., Столбов В.Ю. Об одном подходе к оцениванию уровня сформированности компетенций выпускника вуза // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2014. № 6. C. 7. URL: http://www.science-education.ru/120-15324
10. Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Оценка уровня сформированности компетенций выпускника вуза // Открытое образование. 2014. № 1. С. 24–31.
11. ФОС как элемент гарантии качества при реализации компетентностно-ориентированных ООП в рамках ФГОС ВПО: Сборник документов и методических материалов для руководителей и актива УМО вузов РФ / Под ред. В.В. Минаева. М.: РГГУ, 2012. 203 с.
12. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 416 с.
13. Гитман Е., Гитман М., Столбов В., Столбова И. Разработка и использование ФОС для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 74–83.