БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
Аннотация
Статья посвящена одной из проблем, с которой сталкивается российское высшее бразование при переходе на кредитно-модульную систему в процессе реализации в России принципов Болонской декларации. Этой проблемой является недостаточный уровень познавательной самостоятельности многих российских студентов-первокурсников, что сказывается на их готовности быть субъектами своей учебной деятельности вообще и студентоцентрированного учения в частности. Автор считает, что причины такого положения следует искать как в области специфики российского национального менталитета, так и в особенностях традиционного для России школьного образования. В результате проведённого исследования делается вывод о том, что именно из-за несформированности
необходимых учебных умений и, как следствие, неумения работать самостоятельно большинство первокурсников оказываются неготовыми к обучению в условиях кредитно-модульной системы. Поэтому вопросы формирования и развития познавательной самостоятельности обучающихся должны находиться в центре внимания разработчиков ФГОС как среднего, так и высшего образования
Об авторе
М. А. ИвановаРоссия
канд. пед. наук, доцент
Список литературы
1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Камынина Н.Р., Котлобовский И.Б. Российское высшее образование в Болонском процессе (По материалам Национального доклада РФ) // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. С. 46–53.
2. Грязев М.В., Руднев С.А., Анисимова М.А., Бляхеров И.С. Модульные планы для эффективной реализации образовательных программ университета на основе ФГОС 3+ // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 5–17.
3. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
4. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Полиус, 1998. 639 с.
5. Чеснокова Г.С., Чесноков В.А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. № 3. С. 94–99.
6. Справочное руководство для студентов, сотрудников и высших учебных заведений. URL: http://www.esib.org/documents/publications/ SCL_toolkit_ESU_EI.pdf
7. Иванова М.А. Формирование учебных умений студентов во внеаудиторной самостоятельной работе. Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2009. 158 с.
8. Лежнева М.В., Соловьева Н.А. Теоретические предпосылки формирования познавательной самостоятельности студентов при кредитной системе обучения // Вестник Института педагогических исследований ЧГА-КИ. Сер.: Педагогика и психология. 2007. Вып. 3. С. 103–112.
9. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81–84.
10. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения (Опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 138–143.
11. Петухова Т.П., Белоновская И.Д., Глотова М.И., Пашкевич М.С. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 80–85.
12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс. 2-е изд. М.: АСТ: Астрель, 2010. 272 с.
13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
14. Маргарян Т.Д., Дикова О.Д. Болонский процесс в России: проблемы и перспективы // Гуманитарный вестник. 2013. Вып. 5. URL: http:// hmbu.bmstu.ru/catalog/pedagog/hidden/70.htm
15. Соловьева Н.А. Педагогические условия формирования познавательной самостоятельности студентов при кредитной системе обучения // Вестник Института педагогических исследований ЧГАКИ. Сер.: Педагогика и психология. 2007. Вып. 3. С. 153–168.
16. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском … (Статья 1) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 94–108.
17. Горин С.Г. Влияние мониторинга вузов на увеличение документооборота в вузе и динамику преподавательской и студенческой субъектности // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 69–74.
18. Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования в начале XXI века // Педагогика XXI века: стандарты и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-ТянШанского, 2016. Ч. I. С. 3–10.