Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена комплексному исследованию проблемы педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. Научный интерес к проблеме обусловлен процессами интернационализации высшего образования, необходимостью решения новых задач, связанных с интенсификацией и расширением международных образовательных контактов. В статье конкретизируется содержание понятия «педагогическое обеспечение» применительно к социокультурной адаптации иностранных студентов. Педагогическое обеспечение рассматривается как педагогическая деятельность, связанная с управлением процессом функционирования совокупности ресурсов: личностных, институциональных, средовых, необходимых для успешной социокультурной адаптации. Авторами выделены и охарактеризованы критерии и уровни социокультурной адаптированности иностранных студентов. Обоснованы причины, затрудняющие процесс педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. В статье представлена авторская программа «Иностранный студент в российском вузе», которая отражает содержание, форму, качество педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. Программа включает педагогическую технологию и методику формирования социокультурной адаптированности иностранных студентов. Педагогическая технология рассматривается в статье как Системное, поэтапное осуществление педагогического процесса с использованием личностных, инструментальных и методологических средств для повышения уровня адаптированности иностранных студентов. Апробированная авторами методика формирования социокультурной адаптированности иностранных студентов включает в себя следующие этапы организации деятельности: познавательный, этап реализации потенциальных возможностей учреждения высшего профессионального образования, этап вовлечения иностранных студентов в различные виды социально значимой деятельности; этап индивидуального регулирования процесса социокультурной адаптации. Авторами экспериментально подтверждена эффективность разработанной программы и выделены условия её успешной реализации: организационно-педагогические, способствующие освоению различных форм социально значимой деятельности в поликультурной среде
вуза; методические, отражающие готовность сотрудников вуза к осуществлению данного
процесса; управленческие, выступающие как научно обоснованная, последовательная система организации педагогического взаимодействия. Полученные результаты представляют педагогический интерес и могут служить основой для разработки и реализации технологического подхода в процессе социокультурной адаптации иностранных студентов на различных уровнях высшего образования.

Об авторах

Г. П. Иванова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Россия
д-р пед. наук, проф.


О. К. Логвинова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Россия
канд. пед. наук, доцент


Н. Н. Ширкова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Россия
аспирант


Список литературы

1. Академическая мобильность иностранных студентов // Факты образования. 2016. Вып. 7. URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/ФО7.pdf

2. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: Учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 146 с.

3. Иванова М.А., Титкова H.A. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб.: Проспект, 2003. 160 с.

4. Klineberg D., Hull W.F. At a Foreign University: An International study of adaptation and coping // New York: Praeger. 2012. Vol. 1. P. 10–58.

5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. 352 с.

6. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 2002. 275 с.

7. Berry J.W., Kim, U., Minde, T., Mok, D. Comparative studies of acculturative stress // International Migration Review. 1987. № 21. P. 491–511.

8. Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. № 7. P. 177–182.

9. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР. 1988. 270 с.

10. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова под ред. Т.И. Шамовой. М.: Академия, 2005. 384 с.

11. Шепелева Н.Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: Дис. … канд. пед. наук. Кострома: КГУ, 2004. 211 с.

12. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. 128 с.

13. Иванова Г.П., Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: сущность и содержание // Психология и педагогика ХХI века: теория, практика и перспективы. Традиции и инновации / Под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. М.: РУДН, 2016. С. 349–367.

14. Иванова Г.П., Ширкова Н.Н. Влияние системы детерминант на этнокультурные ценности иностранных студентов в процессе социокультурной адаптации // Человеческий капитал. 2016. № 7 (91). С. 77–79

15. Иванова Г.П., Ширкова Н.Н. Социокультурная адаптированность иностранных студентов: результаты эмпирического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 4 (71). С. 131–138.


Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)