БАКАЛАВРИАТ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена выявлению состояния подготовки профессиональных кадров в вузе в условиях перехода на двухуровневую систему «бакалавр – магистр» в России и совершенствованию процесса обучения бакалавров в создавшейся ситуации. Представлен сравнительный анализ зарубежного и отечественного бакалавриата на современном этапе; раскрыты основные проблемы, связанные с переходом на двухуровневую систему «бакалавр – магистр». Обоснована значимость общеобразовательных естественнонаучных дисциплин в достижении цели образования – формирования компетенций бакалавра технического профиля, определённых ФГОС ВО. Предложена модель обучения бакалавра, предполагающая усиление фундаментальности его образования по естественнонаучным и общетехническим дисциплинам. С учётом опыта работы авторов статьи на примере преподавания химии в техническом университете рассмотрены формы и методы организации процесса обучения по предметам естественнонаучного цикла, способствующие повышению качества подготовки бакалавров
Об авторах
Н. Н. ДвуличанскаяРоссия
д-р пед. наук, канд. техн. наук, доцент, проф. кафедры «Химия»
Г. Н. Фадеев
Россия
д-р пед. наук, канд. хим. наук, доцент, проф. кафедры «Химия»
Список литературы
1. London Communique. Towards the European Higher Education Area: Responding to Challenges in a Globalized World (18 May 2007). URL: https://www.eqar.eu/fileadmin/documents/bologna/ London-Communique-18May2007.pdf/
2. Фадеев Г.Н. «Пирамида знаний» бакалавра // Актуальные проблемы химического и экологического образования: 61-я Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием: Сб. трудов. СПб.: Копи-Р Групп, 2014. С. 199–202.
3. Вчерашний П.М., Гафурова Н.В., Румянцев М.В., Осипенко О.А. Инженерное образование: смена формата // Высшее образование в России. 2016. № 8 (204). С. 15–21.
4. Двуличанская Н.Н. Роль естественно-научного образования в повышении профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля // Наука и образование: научное издание. 2011. № 1. URL: http:// old.technomag.edu.ru/doc/164710.html
5. Dvulichanskaya N.N. Современные подходы в компетентностно ориентированном естественно-научном образовании // Almanac of Social Communication: Podrecznik akademicki. Академический учебник. Academic handbook / Redakcja naukowa Aleksandra Dabrowska. Banska Bystrica, 2011. С. 87–92.
6. Двуличанская Н.Н. Инновационные компетентностно ориентированные педагогические технологии в естественно-научном образовании // Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 26–40.
7. Фадеев Г.Н., Голубев А.М., Дикова О.Д., Маргарян Т.Д. Химия в техническом университете в условиях Болонского соглашения // Вестник МГТУ. Серия «Естественные науки». 2014. № 5(56). С. 117–127.
8. Фадеев Г.Н., Двуличанская Н.Н., Карпов Г.М. Проблемы постшкольного химического образования // Естественнонаучное образование: новые горизонты: Сборник под общ. ред. акад. В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во Московского университета, 2017. С. 235–241.
9. Двуличанская Н.Н. Реализация контролируемой самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электр. журнал. 2015. № 4(30). DOI 10.18698/2306-8477-2015-4
10. Двуличанская Н.Н., Березина С.Л. Практикоориентированное естественнонаучное образование как основа подготовки компетентных специалистов // Инновации в образовании. 2015. № 8. С. 12–19.
11. Двуличанская Н.Н., Пясецкий В.Б. Инженерная педагогика: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 147–151.
12. Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н., Голубев А.М., Шаповал В.Н. Химия: учебник для академического бакалавриата. Серия: Бакалавр. Академический курс. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 432 с.
13. Полупан К.Л. Технология партнёрства: особенности и сложности при реализации образовательной программы в университете // Высшее образование в России. 2017. № 11(217). С. 116–121.