УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ ПРАКТИКИ
Аннотация
Внедрение принципов устойчивого развития в мировую систему высшего образования началось около 30 лет назад. Сейчас это – один из глобальных трендов. Накопленный международный опыт достаточно обширен и может быть востребован при разработке национальной концепции устойчивого развития высшей школы России. Статья посвящена анализу опыта сетевого взаимодействия зарубежных и российских университетов в сфере устойчивого развития, особое внимание уделено различным международным рейтингам устойчивости вузов. На примере Университета Хоккайдо, одной из 7 национальных корпораций в системе высшего образования Японии, раскрывается опыт реализации программы устойчивого развития. Приводится опыт реализации энерго- и ресурсосберегающих мероприятий в Северо-Восточном федеральном университете (Якутск, Россия), включая энергосервисный контракт. Обосновывается необходимость актуализации национального проекта устойчивого развития вузов России и разработки национального рейтинга устойчивости вузов, адаптированного к нормативно-правовой базе и системе бюджетирования.
Об авторе
Туйара Николаевна ГаврильеваРоссия
Д.э.н., профессо-исследователь Инженерно-технического института СВФУ, в.н.с. отдела региональных экономических и социальных исследований ЯНЦ СО РАН
Список литературы
1. Arroyo P. A new taxonomy for examining the multi-role of campus sustainability assessments in organizational change // Journal of Cleaner Production. 1 January 2017, Vol. 140, № 3, pp. 1763-1774. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.08.100.
2. Waas T., Verbruggen A., Wright T. University research for sustainable development: definition and characteristics explored // Journal of Cleaner Productionю 2010, Vol. 18, № 7, pp. 629-636. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2009.09.017.
3. Lozano R., Lukman R., Lozano F.J., Huisingh D., Lambrechts W. Declarations for sustainability in higher education: becoming better leaders, through addressing the university system // Journal of Cleaner Production 48, 2013, pp. 10-19. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2011.10.006.
4. AASHE (2016) Sustainability Tracking, Assessment & Rating System (STARS) Technical Manual Version 2.1. Available at: https://www.sustainablepurchasing.org/wp-content/uploads/2013/05/STARS_2.0_technical_manual.pdf
5. Alshuwaikhat H.M., Abubakar I. An integrated approach to achieving campus sustainability: assessment of the current campus environmental management practices // Journal of Cleaner Production.. 2008, Vol. 16, № 16. pp. 1777-1785. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2007.12.002.
6. Disterheft A., Caeiro S., Azeiteiro U.M., Filho W.L. Sustainable universities - a study of critical success factors for participatory approaches // Journal of Cleaner Productionю 2015. Vol. 106, pp. 11-21. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2014.01.030.
7. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. Пермь. 2012. № 2 (21). с. 74-84.
8. Lauder A., Sari R.F., Suwartha N., Tjahjono G. Critical review of a global campus sustainability ranking: GreenMetric // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 108. Part A. pp. 852-863. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.02.080.
9. Lukman R., Krajnc D., Glavič P. University ranking using research, educational and environmental indicators // Journal of Cleaner Production. 2010. 18(7) pp. 619–628. Available at: https://www.researchgate.net/publication/223739920_University_ranking_using_research_educational_and_environmental_indicators.
10. Банчева А.И. Оценка эффективности экологической политики на примере Университета Хоккайдо (Япония) // Вестник Московского университета. Серия География. 2015. № 2, с. 27 – 32.
11. Yamada K., Fujii M., Araki H. Assessment of the possibility of introducing a recycling system of organic wastes on campus: a case study on Hokkaido University // Journal of Life Cycle Assessment, Japan. 2012. Vol. 8, № 1, pp. 45-54 (in Japanese with English synopsis).
12. Shriberg, M. Sustainability in US Higher Education: Organizational Factors Influencing Campus Environmental Performance and Leadership//Университет Мичиган, рукопись док. диссертации. 2002, 349 p. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/6ce5/6b80a206da8380498cf64a666c7b4e983ad0.pdf
13. Ikegami M., Ozasa T. Analysis of results from Sustainable Campus Assessment System in 2014: Study on Assessment System for Creating Sustainable Campus // The Architectural Institute of Japan, Summaries of Technical Papers of Annual Meeting, 2015. Vol. 4. pp. 763–766.
14. Yudenkova O., Savina E. Moscow Higher Education Institutions: Eco-ergonomic Aspects of Operation and Environmental Initiatives // International Scientific Conference Urban Civil Engineering and Municipal Facilities, SPbUCEMF-2015. Procedia Engineering. 2015. 117 pp. 382-388. Available at: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2015.08.182
15. Kankovskaya A. Higher Education for Sustainable Development: Challenges in Russia // 23rd CIRP Conference on Life Cycle Engineering. Procedia CIRP 48. 2016. Pp. 449 – 453. Available at: https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.03.153
16. Леонтьева К.Н., Тарасов С.А. Исследование стоимости обучения в ведущих вузах России// Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 2(20), с. 39-47. Доступно: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-stoimosti-obucheniya-v-veduschih-vuzah-rossii