Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ОТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ К МОНИТОРИНГУ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация

В работе представлен анализ процедуры мониторинга эффективности учреждений высшего образования, который ежегодно в течение последних пяти лет проводит Министерство образования и науки. Технология мониторинга основана на методах сбора и систематизации информации, которые использовались в процедурах государственной аккредитации в 1997–2010 гг. Описаны причины введения мониторинга в практику работы органа управления с позиции интересов государственной образовательной политики. Перечень показателей, ориентиром которых является не столько образовательная, сколько социальная, экономическая и международная политика, а также политические (административные) последействия мониторинга, вызывает серьёзную критику со стороны академической общественности. Предложена модель представления результатов мониторинга в формате таблицы лиг. Она позволяет гибко использовать его итоги как институтам управления системой высшего образования, так и учреждениям высшего образования с целью анализа своих позиций и формирования стратегии своего развития.

Об авторах

Г. Н. Мотова
Национальный центр профессионально-общественной аккредитации
Россия

Мотова Галина Николаевна – доктор педагогических наук, замдиректора

424000, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, 206-а



В. Г. Наводнов
Национальный центр профессионально-общественной аккредитации
Россия

Наводнов Владимир Григорьевич – доктор технических наук, профессор,директор

424000, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, 206-а



Список литературы

1. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращённые формы // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 87–97.

2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.

3. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. К созданию системы мониторинга качества высшего профессионального образования // Экология человека. 2009. № 9. С. 7–11.

4. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 12–20.

5. Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Петропавловский М.В. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. 166 с.

6. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.А. Системы аккредитации за рубежом. М., 1998. 180 с.

7. Шадриков В.Д., Геворкян Е.Н., Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. О видах высших образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 13–25.

8. Motova G., Pykkö R. Russian Higher Education and European Standards of Quality Assurance [Electron. resource] // European Journal of Education. Special Issue: Russian Higher Education and the Post-Soviet Transition. 2012. Vol. 47. Issue 1, March. P. 25–36.

9. Мотова Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 13–25.

10. Наводнов В.Г., Вильданов Р.К., Рыжакова О.Е. Семь оттенков мониторинга // Аккредитация в образовании. 2017. № 94. С. 64–73.

11. Наводнов В.Г. Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017 // Аккредитация в образовании. 2017. № 98. С. 36–44.


Рецензия

Просмотров: 440


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)