О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена одному из актуальнейших вопросов развития системы высшего образования в свете реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и формирования Национальной системы квалификаций – применению системного подхода при формировании исследовательских компетенций выпускников вузов. На основе выполненной систематизации и критического анализа в работе представлены основные методологические принципы разработки модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования. В первой части приведена информация по международному опыту создания национальных рамок квалификаций в сфере науки и инноваций, приведена Европейская рамка квалификаций исследователей. Далее представлены результаты анализа современного состояния вопроса о регулировании научно-педагогической сферы деятельности в Российской Федерации, после чего дано обоснование необходимости формирования Единой отраслевой рамки квалификаций в сфере исследований, разработок и образования, включая подготовку научных кадров, и показана её общая структура. В заключение в качестве иллюстрации демонстрируется фрагмент разрабатываемой на основе ЕОРК модели исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. КараваеваРоссия
Караваева Евгения Владимировна кандидат физико-математических наук, исполнительный директор Ассоциации классических университетов, заместитель проректора
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
О. В. Воробьева
Россия
Воробьева Ольга Владимировна – кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а
В. П. Тышкевич
Россия
Тышкевич Виктория Петровна – кандидат экономических наук, доцент экономического факультета, заместитель проректора
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Карнеев А.Н., Сафонова В.В. Современные стратегии развития науки и подготовки научных кадров: международный опыт // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 135-148.
2. The European Charter for Researchers and The Code of Conduct for the Recruitment of Researchers. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2005.
3. The European Code of Conduct for Research Integrity. ALLEA – All European Academies, Berlin 2017.
4. Vitae researcher development framework. Careers Research and Advisory Centre, 2010.
5. Providing researchers with the skills and competencies they need to practice Open Science. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.
6. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научнопедагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 5–15.
7. Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33–43.
8. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134.
9. Кочемасова Л.А., Остапенко А.С. Исследовательская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://.www.science-education.ru/ru/article/view?id=22169
10. Михайлова Ю.В. Выпускник вуза: потребности и вызовы рынка труда // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7. URL: http:// www.psychology.snauka.ru/2015/07/5359
11. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27049.
12. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 5–12.