ВОЛОНТЁРСКИЕ СООБЩЕСТВА – ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Взаимодействие волонтёрских сообществ и образовательных организаций в области профессионального образования в настоящее время остаётся, по существу, неизученным. Анализ проблемы показывает, что опыт профессиональных проб в процессе обучения студенты могут приобрести в контексте деятельности волонтёрских объединений, если это будут профессионально адекватные сообщества практик. Такой тип волонтёрской организации может быть создан образовательным учреждением совместно с социальными партнёрами – муниципалитетом, государственными и частными организациями. В работе описан опыт создания и функционирования волонтёрской организации студентов технического университета, нацеленный на расширение содержания образовательной программы и практическое участие обучающихся в профессионально ориентированной деятельности по профилю предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, социального и природного характера. Целью работы является исследование образовательного потенциала волонтёрских сообществ, аффилированных с образовательной организацией и действующих в сотрудничестве с социальными партнёрами, в плане расширения ими возможностей получения студентами университетов и колледжей практического опыта деятельности в период обучения. Такое добровольческое объединение является неформальной школой, не заменяющей, но дополняющей академическое обучение, способствующей профессиональному самоопределению студентов и повышению их мотивации к учёбе. Влияние участия студентов в деятельности волонтёрской организации на их профессиональное самоопределение исследовалось методом анонимного опроса. Изменения в мотивации студентов выявлялись путём сравнения динамики успеваемости студентов по совокупности дисциплин общеобразовательного блока и блока специальных дисциплин. Расширение форм практической подготовки студентов-бакалавров кафедры безопасности жизнедеятельности проведено как на лабораторной базе университета, так и в условиях реальных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня. Анонимные опросы показывают позитивный сдвиг в профессиональном самоопределении участников добровольческой организации и рост мотивации студентов к изучению профессионально значимых учебных дисциплин. Объективно наблюдаемое улучшение результатов академической подготовки (средний балл по специальным дисциплинам и качество выпускных работ) свидетельствует о росте конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на рынке труда.
Об авторах
В. А. СтародубцевРоссия
Стародубцев Вячеслав Алексеевич доктор педагогических наук, профессор, кафедра инженерной педагогики
634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
П. В. Родионов
Россия
Родионов Павел Вадимович – старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности
652057, г. Юрга, Ленинградская ул., 26
Список литературы
1. Тарасова Н.В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46–52.
2. Peggy A.T., Lyndi N.H. Volunteer Work and Well-Being // Journal of Health and Social Behavior. 2001. Vol. 42. No. 6. Р. 115–131.
3. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2 (220). С. 103–113.
4. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / Под ред. В.А. Ситарова. М., 2010. 120 с.
5. Певная М.В. Студенческое волонтёрство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81–88.
6. Родионов П.В. Общественная профессиональная организация вуза как основа подготовки студентов по специальности // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. C. 166–170.
7. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Учебнопрофессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 147–154.
8. Королев Ю.В. Формирование профессионального самоопределения личности в молодёжных общественных организациях // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2. С. 54–60.
9. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124–128. URL: http://www.isras.ru/socis_2000_03.html
10. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские организации как среда профессиональных проб студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 212–217.
11. Пикулин Ю.Г., Воронина В.Э. Системный подход при подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4). С. 84–86.