ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ К МООК
Аннотация
Рассмотрены этапы истории заочного образования в России и за рубежом. Представлена эволюция целей российской системы заочного образования: выделено историческое смещение акцентов – от решения задач ликвидации дефицита инженерных кадров, стоявших перед отечественными отраслевыми вузами в 1920-е гг., до задач реализации непрерывного обучения в течение человеческой жизни, многократного повышения квалификации с использованием открытой информационно-образовательной среды современных университетов. Особое внимание уделено технологиям и средствам заочного обучения на каждом историческом этапе. Приведены методики преподавания физики студентам-заочникам на начальном этапе становления заочного образования в России. Выделены особенности современного этапа заочного обучения. Рассмотрены детали появления и развития новой технологии массовых открытых онлайн-курсов (МООК), которая на современном этапе представляется для заочного обучения наиболее эффективной. Предлагается связывать настоящее и ближайшее будущее заочного образования в России с феноменом МООК, поскольку именно такой формат позволяет охватить большой массив желающих получить высшее образование, повысить качество их учебной деятельности и обеспечить эти преимущества с наименьшими затратами и для университета, и для студента. Анализируется опыт использования и перспективы применения МООК в российских и зарубежных университетах. Приведены сведения об особенностях МООК, выложенных на Российской национальной платформе открытого образования (НПОО), показано их место в учебном процессе российских университетов, в том числе и в формате заочного обучения.
Об авторах
М. А. БабаеваРоссия
Бабаева Марина Алексеевна – кандидат физико-математических наук, доцент
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
А. Ф. Смык
Россия
Смык Александра Федоровна – доктор физико-математических наук, доцент, завкафедрой «Физика»
125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64
Список литературы
1. Смык А.Ф. Исторический опыт реформирования инженерного образования в России // Вопросы истории естествознания и техники. 2015. Т. 36. № 3. С. 537–558.
2. Варбург Э. Курс опытной физики: учеб. для втузов / Пер. с нем. Д.Д. Хмырова. М.; Л.: ОНТП: НКТП СССР: Главная редакция общетехнической литературы, 1936. 621 с.
3. Лазарев П.П. Курс экспериментальной физики. Письмо 1-2. Введение в курс физики / Ин-т заоч. техн. образ. при Всесоюз. совете науч.-техн. о-в ВЦСПС. М.: [б. и.], 1923. 42 c.
4. Методическое письмо по общему курсу физики: К учебнику Э. Варбурга «Курс опытной физики», изд. 1936 г. / Сост. В.С. Волькенштейн; Ленингр. гос. ун-т. Сектор заоч. обучения. Естественный фак. Педагог. ин-т. Л.: СЗО ЛГУ, 1938. 27 с.
5. Рабочая программа по курсу «Физика»: Для студентов-заочников втузов НКПС с прил. метод. указаний к проработке курса и примечаний к книге Берлинера «Физика» / Сост. доц. кафедры «Физика» МИИТ им. И.В. Сталина А.И. Крушевский; СССР НКПС, Центр. упр. учеб. заведениями. М.: Изд. и 5 тип. Трансжелдориздата, 1938. 176 с.
6. Приходько В.М., Смык А.Ф. Становление высшего автомобильно-дорожного образования в России. М.: МАДИ, 2015. 164 с.
7. Лазарев П.П. Курс физики. (Читанный на Предкурсах); Главтуз – В. С. Н. Х. – С. С. С. Р. Гос. электромашиностроительный ин-т им. Я.Ф. Каган-Шабшай. М.: Электромашиностроительный ин-т им. Я.Ф. Каган-Шабшай, 1922. 28 с.
8. Distance Education for the Information Society: Policies, pedagogy and professional development: Analytical Survey. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2000. 86 p.
9. Taylor J.C. Fifth generation distance education // e-Journal of Instructional Science and Technology (e-JIST). 2001. Vol. 4 (1). Р. 1–14.
10. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy // The International Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. Vol. 12 (3). P. 80–97.
11. Nipper S. Third generation distance learning and computer conferencing // R. Mason & A. Kaye (Eds.), Mindweave: Communication, computers and distance education. Oxford, UK: Permagon, 1989. P. 63–73.
12. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148–155.
13. Li Y., Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education White Paper. University of Bolton: CETIS, 2013. URL: http://publications.cetis.org.uk/wp-content/uploads/2013/03/MOOCs-and-Open-Education.pdf
14. Kaplan A.M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. Vol. 59 (4). P. 441–450.
15. Bates A.W. Teaching in a Digital Age. Guidelines for designing teaching and learning for a digital age: Tony Bates Associates Ltd, 2015. URL: https://opentextbc.ca/teachinginadigitalage/
16. Liyanagunawardena Т.R., Adams A.A., Williams S.A. MOOCs: A systematic study of the published literature 2008–2012 // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013. Vol. 14 (3). P. 202–227.
17. Бадарч Д., Токарева Н.Г. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 135–146.
18. Бабаева М.А. Концепции современного естествознания. URL: https://openedu.ru/course/spbstu/CONCMOD/
19. Бабаева М.А. МООК НПОО в реализации сетевого взаимодействия вузов. Обучение естествознанию // Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования: материалы междунар. науч.метод. конф. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2018. С. 205–207.