ЛИН-ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются отечественные практики сокращения потерь в образовательных организациях. Уделено внимание деятельности образовательных организаций, направленной на сокращение потерь как в основных производственных процессах, так и во вспомогательных процессах, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для потребителя. Дана оценка состоянию внедрения лин-технологий в основные производственные процессы в высшем образовании. Даны ссылки на немногочисленные примеры их использования. Более подробно рассмотрены практики применения бережливых технологий во вспомогательных процессах. На основе анализа информации официального сайта государственных закупок выявлена тенденция передачи государственными (муниципальными) учреждениями и ведомствами функций бухгалтерского, кадрового и юридического обеспечения на аутсорсинг. Рассмотрена практика Правительства Московской области по аутсорсингу вспомогательных процессов подведомственных организаций образования. Проведённый авторами сравнительный анализ расходов на одного обучающегося подтвердил эффективность применения аутсорсинга. Рассмотрена уникальная практика Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана по внедрению системы нормирования труда.
Об авторах
А. Р. ГрошевРоссия
Грошев Александр Романович – доктор экономических наук, профессор
628412, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1
Г. Е. Каратаева
Россия
Каратаева Галина Евгеньевна – доктор экономических наук, профессор
628412, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1
Список литературы
1. Womack J.P., Jones D.T., Roos D. The Machine That Changed the World: The Story of Lean Production. HarperCollins, 1991. 323 p.
2. Taiichi Ohno. Taiichi Ohno’s Workplace Management. Gemba Press, 2007. 146 p.
3. Волкова И.А. Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в образовательной организации // Система образования и технологии бережливого производства: материалы очно-заочной региональной научнопрактической конференции (Нижневартовск, 31 марта 2017 г.) / Отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. унта, 2017. С. 12–18.
4. Шакирова А.К. Внедрение технологии «бережливое производство» при организации образовательного процесса // Там же. С. 72–79.
5. Соколкин А.В. Производство перепроизводства в профессиональном образовании // Там же. С. 48–51.
6. Хусаинова Л.Ш., Нигматзянов А.Р. Применение принципов бережливого производства в образовательном процессе. URL: http://grani3.kznscience.ru/data/documents/5_Husainova.pdf
7. Чучалин А.И., Петровская Т.С., Чернова О.С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 3–10.
8. Бурнашева Э.П. Использование инструментов бережливого производства в проектировании образовательного процесса // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 1 (82). С. 105–111.
9. Будиловский Д.М. Оптимизация решения задач теории расписаний на основе эволюционно-генетической модели распределения заданий: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Ростов н/Д, 2007. 15 с.
10. Озерова Н.Б. Нормирование труда (части 1, 2) // Советник бухгалтера. URL: https://www.referent.ru/40/10361