НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ КВАЛИФИКАЦИЙ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье анализируется европейский опыт описания исследовательского / научно-исследовательского вида деятельности и формирования рамки квалификаций для исследовательской карьеры. Авторы характеризуют этапы этого процесса, выявляя особую роль Болонской и Копенгагенской стратегий и разработанных ими документов и программ; приводят примеры создания отраслевых, секторальных и институциональных рамок внутри Европейского научного пространства и проводят их анализ. Особое внимание уделяется методологической культуре создания квалификационных рамок, трудностям разграничения уровней и нахождения адекватного языка их описания. Ставится вопрос об актуальных проблемах в процессе формирования отраслевой рамки в области «Образование и наука» в России и применимости европейского опыта в нашей стране.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ВоробьеваРоссия
Воробьева Ольга Владимировна – кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
119334, Москва, Ленинский проспект, д. 32а, ИВИ РАН
И. Г. Телешова
Россия
Телешова Ирина Георгиевна – кандидат экономических наук, доцент, экономический факультет
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 5–12.
2. Караваева Е.В., Воробьева О.В., Тышкевич В.П. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 33–47.
3. Framework qualifications for EHEA. URL: http://media.ehea.info/file/WG_Frameworks_ qualification/85/2/Framework_qualificationsforEHEAMay2005_587852.pdf
4. Европейское пространство высшего образования – достижение целей: Коммюнике Конференции министров, ответственных за высшее образование. Берген, 19–20 мая, 2005 // Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 36–37.
5. European Qualifications Framework for Lifelong Learning. URL: https://ec.europa.eu/ploteus/en/content/descriptors-page
6. Ханф Г., Хиппах-Шнайдер У., Муке К. Размышления о европейкой системе квалификаций (ЕСК) // Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 76–85.
7. Analysis and overview of NQF level descriptions in European Countries. Working Paper No. 19. European Center for the Development of Vocational Training. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.
8. Vitae researcher development framework. Careers Research and Advisory Centre, 2010.
9. Research Careers in Europe Landscape and Horizons: A report by the ESF Member Organisation Forum on Research Careers 2010. URL: http://archives.esf.org/coordinatingresearch/mo-fora/research-careers.htm
10. Harvesting talent: strengthening research careers in Europe. January 2000. URL: http://www.leru.org/files/publications/LERU_paper_Harvesting_talent.pdf
11. Towards a European Framework for Research Careers. URL: https://www.hrk.de/fileadmin/redaktion/hrk/02-Dokumente/02-05-Forschung/Forschermobilitaet/Towards_a_European_Framework_for_Research_Careers_-_21_July_2011__final_pdf
12. Open Science. URL: https://ec.europa.eu/research/openscience/index.cfm
13. Europe’s Future: Open Innovation, Open Science, Open to the World: Reflection of the RISE Group. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.
14. The European Code of Conduct for Research Integrity. ALLEA – All European Academies, Berlin 2017.
15. The European Charter for Researchers and The Code of Conduct for the Recruitment of Researchers. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2005.
16. Key Competences for Lifelong Learning. URL: http://www.eua.be/Libraries/publicationshomepage-list/eua-response-to-key-competencesfor-lifelong-learning
17. Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32006H0962