Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм
Аннотация
Развитые и развивающиеся страны вступили в стадию, принятую называть «Обществом образования», или «Информационным обществом». По существу, это синонимы, так как они фиксируют два связанных обстоятельства. Первое заключается в том, что современные научно-технологические и социально-политические знания оказывают всёвозрастающее влияние на все стороны общественного бытия. Второе – в создании и производстве этих знаний неуклонно возрастает роль систем искусственного интеллекта (ИИ). С максимальной интенсивностью создаются программно-технические комплексы универсального человекоподобного интеллекта (УЧИ) и искусственного суперинтеллекта (ИСИ). По замыслу их создателей в обозримом будущем эти системы, особенно ИСИ, смогут решать задачи, с которыми не всегда в состоянии справиться человеческий интеллект. Поэтому, с одной стороны, использование этих программно-технических комплексов в высшем образовании имеет ряд бесспорных преимуществ, делая его более доступным, универсальным, способным транслировать в вузовские процессы самые сложные современные научно-технические знания и через подготовку кадров высшей квалификации радикально влиять на все стороны жизни. С другой стороны, исследователи образовательных процессов высказывают опасения, что внедрение систем УЧИ и ИСИ в вузовское образование может иметь и негативные последствия, приводящие не только к исчезновению целого ряда интеллектуальных профессий, но и к сокращению специалистов, и что в предельном варианте они представляют опасность существованию человечества в целом. До тех пор пока эти процессы не подвергнуты глубокому научному осмыслению, и компьютерная эйфория, и цифровой алармизм не могут стать основанием для определения образовательной политики в этой области. Внедрение ИИ в высшее образование должно проводиться не только энергично, но и с определённой осторожностью.
Об авторе
А. И. РакитовРоссия
д-р филос. наук, проф., главный научный сотрудник
Список литературы
1. Энгельс Ф., Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1956. С. 491.
2. Баррат Дж. Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 304 с.
3. Возовикова Т. В тренде трудно. Российское образование выруливает на глобальный курс // Поиск. 2018. 27.04. № 17. URL: http://www. poisknews.ru/theme/edu/35415/
4. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые техно-логии и мозг / Пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.
5. Овчинников В.В. Дорога в мир искусственного интеллекта. М.: Институт экономических стратегий, РУБИН, 2017. С. 38.
6. Доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования». URL: https://www.hse. ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_ obrazovanie_Web.pdf