Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Социальные лифты в образовании: проблемы и решения

Полный текст:

Аннотация

В данной статье анализируется роль социальных лифтов в современном обществе, рассматривается их функция в образовании. Отображена роль социальных лифтов в противодействии наследуемой бедности и консервации элит. Образование – не единственная сфера человеческой деятельности, обладающая функцией социального лифта, но значение именно этой разновидности социальных лифтов в настоящее время особенно велико. Показаны проблемы, которые возникают в функционировании этих социальных лифтов. Рассматриваются различные факторы, которыми обусловлен неравный доступ к образованию представителей разных социальных слоёв. Акцентируется внимание на том, что социальный лифт должен представлять собой не базу для социального иждивенчества, а систему возможностей для реализации обучающимися максимума собственных усилий. Социальное равенство уместно на старте карьеры, но далее оно должно становиться базой для заслуженных различий.

Об авторе

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
Россия
д-р филос. наук, проф., завкафедрой философии


Список литературы

1. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М.: ИПЛ, 1992. С. 297–424.

2. Семёнова В.В. Субъективная социальная мобильность: возможность качественного подхода // Социологические исследования 2016. № 6. С. 84–93.

3. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Царьков П.Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2016. 327 с.

4. Константиновский Д.Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (99). С. 40–65.

5. Шпекторенко И.В. Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида // Управленческое консультирование. 2013. № 6 (54). С. 93–103.

6. Косарецкий С.Г., Пинская М.А., Груничева И.Г. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт // Мир России. Социология. Этнология. 2014. № 2. С. 133–153.

7. Чуйков А. Костлявая рука бедности // Аргументы недели. 2017. 06.02. № 6 (548).

8. Романова К.С. Социальные лифты как средство социальной мобильности // Дискурс-Пи. 2015. №2. С. 30–34.

9. Ефимова О.Ю. Социальная мобильность молодёжи из бедных семей: опыт пилотажного исследования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С.270–273.

10. Косинов С.С. Основные каналы социальной мобильности российской молодежи в современных условиях // Вестник КРУ МВД Рос-сии. 2012. № 4 (18). С. 91–97.

11. Селиванова О.А. Проблема деформации социальных лифтов в современной образовательной сфере // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 9. С. 33–40.

12. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 126–131.

13. Некрасов Е.Е. Стратегии равенства возможностей как способ самоорганизации молодёжи // Гуманитарий Юга России. 2017. № 4. С. 116–125.

14. Розина Н.М., Зуев В.М. О нормативном финансировании высшего образования: современное состояние и пути развития // Финансы: теория и практика. 2017. № 2. С. 132–144.

15. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55–57.


Рецензия

Просмотров: 3131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)