Высшая школа и наука: ценности и смыслы (к вопросу о статусе курса «История и философия науки»)
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы преподавания одного из обязательных учебных курсов, которые входят в программу подготовки к экзамену, необходимому для защиты диссертации на степень кандидата наук. Непосредственной прагматической целью введения нового учебного предмета «История и философия науки» в 2007 г. было знакомство аспирантов и соискателей с азами научно-исследовательского труда, демонстрация норм профессиональной научной работы. Прошедшие годы активной преподавательской работы принесли ценнейший опыт, который необходимо осмыслить. Достоинства и недостатки данного курса, а главное – его общекультурные смыслы– могут быть детально обсуждены на базе апробированных педагогических практик. Знакомство с историко-научными сюжетами существенно обогащает представление о научном труде как спокойной, ритмичной, строго нормированной профессиональной работе. История науки показывает, как тесно связан опыт познания с опытом экзистенции. Современная эпистемология и философия науки – открытая арена столкновения мнений, позиций, принципов и концепций. И это большое достоинство для знакомства молодёжи с методологическим плюрализмом, который характеризует динамику научных исследований. Сегодня именно курс «История и философия науки» в наибольшей степени приспособлен к тому, чтобы формировать у слушателей такую универсальную компетенцию, как навыки самостоятельного критического мышления.
Об авторе
Н. И. КузнецоваРоссия
д-р филос. наук, проф., гл. науч. сотрудник
Список литературы
1. Порус В.Н. Философия науки для аспирантов: experimentum crucis // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XIV. № 4. С. 63–79.
2. Кузнецова Н.И. «История и философия науки» – преимущества новизны «по декрету» // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. XXVI. № 4. С. 119–135.
3. Мартишина Н.И. Философия науки в инженерном вузе: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 151–156.
4. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Карнеев А.Н., Сафонова В.В. Современные стратегии развития науки и подготовки научных кадров: международный опыт // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 135–148.
5. Зубов В.П. Историография естественных наук в России. М.: Академия наук, 1956. 576 с.
6. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 4: Электричество и магнетизм / Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 1965. 304 с.
7. Цит. по: Лишевский В.П. Педагогическое мастерство учёного. М.: Наука, 1975.
8. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. 400 с.
9. Фейнман Р. «Какое ТЕБЕ дело до того, что думают другие?» М.; Ижевск, 2001. 208 с.
10. Цит. по: Философия и методология науки / Под науч. ред. В.И. Купцова. М.: Юрайт, 2018. 394 с.
11. Льюис С. Эроусмит. М.: Панорама, 1998. 544 с.
12. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект; Трикста. 2008. 475 с.
13. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.
14. Александров Е.Б. Проблемы экспансии лженауки // Бюллетень «В защиту науки». 2006. № 1. С. 14-29.
15. См.: Микешина Л.А. Современная эпистемология гуманитарного знания: междисциплинарные синтезы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2016. 463 с.
16. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 64–74.
17. Вербицкий А.А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13–20.
18. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М., 2010. 104 с.
19. Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2010. 300 с.
20. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб., 2004. 189 с.
21. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.