Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевёрнутый класс»
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-80-88
Аннотация
Качество профессиональной подготовки зависит от эффективности используемых технологий. На кафедре русского языка ВГУЭС в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» успешно апробирована технология смешанного обучения Flipped Classroom («перевёрнутый класс»). В статье проанализирован опыт работы по этой технологии, обсуждаются особенности обучения первокурсников и принципы организации самостоятельной работы студентов (СРС). СРС в условиях «перевёрнутого» обучения является доминирующим видом учебной деятельности. Преподаватели должны подготовить первокурсников к СРС в электронной обучающей среде Moodle, мотивировать их самостоятельно освоить теоретический материал и выполнить практические, тестовые и контрольные задания. СРС при смешанном обучении способствует интенсификации учебного процесса, формирует у первокурсников навыки самообразования, развивает важные личностные качества: активность, мобильность, адаптивность и ответственность. Особое внимание при организации СРС следует уделять разработке практических занятий для закрепления, отработки и контроля. В курсе используются интерактивные и электронные задания, формирующие навыки и умения в репродуктивной, реконструктивной и творческой деятельности: эссе, глоссарий, взаимное рецензирование, деловая игра, проекты и др. Активные методы контроля и электронное анкетирование по итогам курса способствуют оптимизации СРС. С учётом особенностей «перевёрнутого» обучения первокурсников сформулированы основные принципы организации СРС: непрерывность и систематичность, регулярность и ритмичность, интенсивность и оптимальность нагрузки, интерактивность, индивидуализация, обратная связь и контроль, эффективность деятельности; развитие навыков самообразования и личностных качеств: самостоятельности, активности, сознательности и ответственности.
Об авторе
Т. А. БорзоваРоссия
690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
канд. культурологии, доцент кафедры русского языка
Список литературы
1. Кондакова М.Л., Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 2013. № 9. С. 54–64.
2. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. ISTE: International Society for Technology in Education, 2012. 122 p.
3. Bergmann J., Sams A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. Moorabbin: Victoria Hawker Brownlow, 2014. 182 p.
4. Marshal H. Three reasons to flip your classroom // Bilingual Basics: The Newsletter of the Bilingual-Multilingual Education Interest Section. August. URL: http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/2013-08-28/6.html
5. Wrona A. Flipped Classrooms: Why and How to flip education? URL: http://elearningindustry.com/18/03/2018
6. Гузанов Б.Н., Морозова Н.В. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях многоуровневой модели обучения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2014. 158 с.
7. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 88–89.
8. Калачинская Е.В. Образовательная технология «перевёрнутый класс» в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 78–84.
9. Борзова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 42–49.
10. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.
11. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 121–130.
12. Съедина Н.В. Актуализация готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе: дис. … канд. пед. наук, Кемерово, 2013. 188 с.
13. Липатова Л.Н. Самостоятельная работа студентов: цель, задачи, принципы и формы // Мир науки и образования [Электронный научный журнал]. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-tsel-zadachi-printsipy-i-formy
14. Mihai L. Flipped Classroom Benefits for Students and Teachers. URL: http://elearningindustry.com /13/10/2016
15. Смирнова И.Н. Организация проектной деятельности студентов в условиях нового образовательного стандарта // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. № 4 (273). С. 44–47.