Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-135-151
Аннотация
Статья посвящена аналитическому описанию проблем интеграции зарубежных образовательных платформ в российскую систему образования. Представлены основные итоги и выводы выполненного в рамках фундаментальной НИР количественного исследования, целями которого являлись: изучение отечественного опыта использования образовательных платформ, в том числе зарубежных; выявление и спецификация характерных рисков их функционирования в российском образовательном поле. Анализируется статистическая информация, полученная в результате обработки эмпирических данных опроса специалистов в области онлайн-образования; рассматриваются их обобщённые взгляды и оценки по проблемам внедрения и практического применения зарубежных образовательных платформ в учебном процессе, размещения онлайн-курсов на них, а также комплекс связанных с этим возможных угроз для российского образования. В работе отмечается, что образовательные платформы представляют собой инновационную форму организации учебного процесса, но вместе с тем их внедрение в национальную систему образования сопряжено с рядом рисков. В статье развёрнута современная панорама образовательных платформ, присутствующих в российском образовательном пространстве, в аспектах их номинальной известности, реальной востребованности специалистами онлайн-образования и перспективности для национального образования. На основе эмпирического материала формулируются и обобщаются главные критерии выбора образовательных платформ для использования в учебном процессе. Работа содержит описание комплекса основных задач российского образования, успешное решение которых в профессиональной среде связывается с переходом на технологию онлайн-образования. В рамках прогнозирования и оценки образовательных рисков выявляются как общие для отечественных и зарубежных образовательных платформ угрозы, так и характерные для последних специфические риски. При этом экспликация рисков опирается на теоретические наработки и данные проведённого ранее экспертного опроса по теме исследования. Полученный категориальный ряд угроз включает содержательные риски, социально-экономические и политические риски, социально-психологические и педагогические риски, организационно-управленческие риски. В работе поднимается вопрос о регулировании процесса интеграции зарубежных образовательных платформ в систему российского образования, представлена аргументация сторонников и противников управления в этой сфере.
Об авторах
А. А. ОносовРоссия
119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет
канд. филос. наук, ведущий научный сотрудник философского факультета
Е. В. Брызгалина
Россия
119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет
канд. филос. наук, доцент, завкафедрой философии образования философского факультета
Н. Е. Савина
Россия
119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет
научный сотрудник философского факультета
С. В. Туманов
Россия
119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет
д-р филос. наук, проф., главный научный сотрудник философского факультета.
Список литературы
1. Оносов А.А., Савина Н.Е., Туманов С.В. Образовательные платформы в условиях IT-революции: точки роста и факторы риска // Философия и общество. 2017. № 3(84). С. 130–149.
2. Хунагов Р.Д. Риски современного высшего образования в России: личностный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 65–68.
3. Чубарова О.И. Образовательный риск как экономическая категория, его сущность // Ползуновский вестник. 2005. № 1. С. 199–208.
4. Шхахутова З.З. Риски в современном обществе и их влияние на систему образования // Концепт. 2014. № 11. С. 46–50. URL: http://ekoncept.ru/2014/14638.htm
5. Щеглов П.Е., Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1. С. 46–59.
6. Францева Ж.К. Инновации в образовании: перспективы и риски. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/11/12/innovatsii-v- obrazovaniiperspektivy-i-riski
7. Романова Е.А., Гасанова Р.Р. Система открытого образования и его риски в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 3. С. 69–76.