Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-135-151

Аннотация

Статья посвящена аналитическому описанию проблем интеграции зарубежных  образовательных платформ в российскую систему образования. Представлены основные  итоги и выводы выполненного в рамках фундаментальной НИР количественного исследования, целями которого являлись: изучение отечественного опыта  использования образовательных платформ, в том числе зарубежных; выявление и  спецификация характерных рисков их функционирования в российском образовательном  поле. Анализируется статистическая информация, полученная в результате обработки  эмпирических данных опроса специалистов в области онлайн-образования; рассматриваются их обобщённые взгляды и оценки по проблемам внедрения и практического применения  зарубежных образовательных платформ в учебном процессе, размещения онлайн-курсов на  них, а также комплекс связанных с этим возможных угроз для российского образования. В  работе отмечается, что образовательные платформы представляют собой инновационную  форму организации учебного процесса, но вместе с тем их внедрение в национальную  систему образования сопряжено с рядом рисков. В статье развёрнута современная панорама  образовательных платформ, присутствующих в российском образовательном пространстве, в  аспектах их номинальной известности, реальной востребованности специалистами  онлайн-образования и перспективности для национального образования. На основе  эмпирического материала формулируются и обобщаются главные критерии выбора образовательных платформ для использования в учебном процессе. Работа содержит описание комплекса основных задач российского образования, успешное решение которых в профессиональной среде связывается с переходом на технологию онлайн-образования. В  рамках прогнозирования и оценки образовательных рисков выявляются как общие для отечественных и зарубежных образовательных платформ угрозы, так и характерные для последних специфические риски. При этом экспликация рисков опирается на  теоретические наработки и данные проведённого ранее экспертного опроса по теме  исследования. Полученный категориальный ряд угроз включает содержательные риски,  социально-экономические и политические риски, социально-психологические и  педагогические риски, организационно-управленческие риски. В работе поднимается вопрос  о регулировании процесса интеграции  зарубежных образовательных платформ в систему  российского образования, представлена аргументация сторонников и противников  управления в этой сфере. 

Об авторах

А. А. Оносов
МГУ им. М.В. Ломоносова
Россия

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет

канд. филос. наук, ведущий научный сотрудник философского факультета



Е. В. Брызгалина
МГУ им. М.В. Ломоносова
Россия

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет

канд. филос. наук, доцент, завкафедрой философии образования философского факультета



Н. Е. Савина
МГУ им. М.В. Ломоносова
Россия

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет

научный сотрудник философского факультета



С. В. Туманов
МГУ им. М.В. Ломоносова
Россия

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет

д-р филос. наук, проф., главный научный сотрудник философского факультета.



Список литературы

1. Оносов А.А., Савина Н.Е., Туманов С.В. Образовательные платформы в условиях IT-революции: точки роста и факторы риска // Философия и общество. 2017. № 3(84). С. 130–149.

2. Хунагов Р.Д. Риски современного высшего образования в России: личностный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 65–68.

3. Чубарова О.И. Образовательный риск как экономическая категория, его сущность // Ползуновский вестник. 2005. № 1. С. 199–208.

4. Шхахутова З.З. Риски в современном обществе и их влияние на систему образования // Концепт. 2014. № 11. С. 46–50. URL: http://ekoncept.ru/2014/14638.htm

5. Щеглов П.Е., Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1. С. 46–59.

6. Францева Ж.К. Инновации в образовании: перспективы и риски. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/11/12/innovatsii-v- obrazovaniiperspektivy-i-riski

7. Романова Е.А., Гасанова Р.Р. Система открытого образования и его риски в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 3. С. 69–76.


Рецензия

Просмотров: 1178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)