Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Игра как средство активизации познавательной деятельности студентов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-161-167

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена описанию и анализу педагогического опыта активизации
познавательной деятельности обучающихся технического вуза посредством интеллекту-
альных игр-состязаний (игры в парах, командные игры) в рамках гуманитарных дисциплин
«Русский язык и культура речи» и «Риторика». Особое внимание при описании технологии
игр уделяется педагогическим нюансам, которые необходимо учитывать преподавателю
для достижения максимального результата учебно-игровой деятельности. На основе опи-
санного опыта делаются выводы о богатых возможностях использования игр-состязаний
в образовательном процессе высшей школы. Правильно организованная игра позволяет
создать на занятии благоприятный для обучения эмоциональный фон, установить психо-
логический контакт между всеми участниками общения. В ситуации игры мобилизуются
интеллектуальные силы обучающихся. Формы групповой работы развивают у студентов
коммуникативные навыки, а также формируют востребованное временем умение рабо-
тать в команде, достигать взаимопонимания, осознавать ценность каждого члена группы.
Важным достоинством игровых форм является то, что их можно использовать на всех
этапах обучения – от введения нового материала до контроля приобретённых знаний, уме-
ний и навыков. Яркие эмоции, которые испытывают студенты в ходе игры, повышенная
ответственность за её результат способствуют лучшему усвоению учебного материала,
что подтверждается контрольными тестами.

Об авторе

Е. Ф. Гладкая
Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
Россия

канд. филол. наук, доцент.

680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.



Список литературы

1. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003. 496 с.

2. Шашина В.П. Методика игрового общения. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 288 с.

3. Щепетова С.Е., Сатдыков А.И. Применение игровых технологий в преподавании «системных» дисциплин // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 127–134.

4. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н., Фролова О.И., Брынза Н.С. «Фабрика процессов» – новый формат организации образовательного процесса в высшем учебном заведении // Высшее образование в России. 2018. № 5. С. 37–41.

5. Чеботарь Ю.М. Деловые игры и кейсы как методы организации и проведения научных исследований. М.: Институт МИРБИС, 2013. 250 с.

6. Цеева Л.Х. Теория и практика игрового обучения студентов (на материале национальных игр): дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 1998. 264 c.

7. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Электронное обучение: вектор развития // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 66–75.

8. Артемьева О.А. Общепедагогические и лингводидактические основы активизации познавательной деятельности студентов вузов при обучении иностранному языку на основе системы учебно-ролевых игр: дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 1999. 509 с.

9. Пузырева Г.Е. Подготовка студентов вузов к иноязычной речевой коммуникации на основе ролевых игр: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2007. 199 с.

10. Титаренко Н.В. Методика организации ролевых игр проблемной направленности при дистанционном обучении иностранным языкам (на материале английского языка): дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 197 с.

11. Лицманенко Т.Н. Моделирование профессионально направленной подготовки юриста средствами английского языка в условиях вуза на основе учебно-ролевых игр: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2002. 202 с.

12. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. М.: БОНФИ, 2001. 134 с.

13. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. М.: Academia, 2007. 256 с.

14. Гладкая Е.Ф. Дебаты как средство формирования поликультурной компетентности российских и иностранных обучающихся дальневосточного технического вуза // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2016. № 4. С. 147–151.

15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.


Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)