Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Концепция естественной структуры инженерной подготовки и кодекс профессиональной этики инженера

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-76-85

Полный текст:

Аннотация

Актуализированы вызовы и проблемы современного инженерного образования. Обоснована необходимость проектирования и конструирования новой модели образовательной системы, связанной с выживанием человечества, подготовки инженера нового типа. Охарактеризованы мировые тенденции развития инженерного образования, тренды и требования к компетенциям будущих инженеров. В качестве концептуальной основы развития инженерного образования рассмотрена концепция естественной структуры инженерной подготовки (NL), выделены её основные инновационные составляющие. На основе кодекса профессиональной этики инженера сформулированы основные положения «Клятвы Леонардо» для инженеров как эталона для формирования учебных планов в инженерном образовании.

Об авторах

Р. Дреер
Университет Зигена
Германия

Дреер Ральф – PhD, проф., завкафедрой дидактики инженерного образования, президент немецкого мониторингового комитета IGIP

Адрес11, Breite Strasse, Siegen, 57076, Germany



А. О. Горнов
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Россия

Горнов Александр Олегович – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры инженерной графики 

Адрес: 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, 14



В. В. Кондратьев
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Кондратьев Владимир Владимирович – доктор педагогических наук, проф., директор Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов 

Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



Список литературы

1. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3–8.

2. Иванов В.Г., Похолков Ю.П., Кайбияйнен А.А., Зиятдинова Ю.Н. Пути развития инженерного образования: позиция мирового сообщества // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 67–79.

3. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. 2012. №10. С. 50–65.

4. Рудской А.И. Какие инженеры нужны России? // Инновации. 2015. № 5 (199). С. 3–7.

5. Бродер Р., Малмквист Й., Эдстрем К., Кроули Э., Остлунд С. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. М.: ВШЭ, 2015. 540 с.

6. Рудской А.И., Боровков А. И., Романов П.И., Киселева К.Н. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 216 с.

7. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации: проблемы, цели, вызовы // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 5–11

8. Стратегия развития инженерного образования в Российской Федерации на период до 2020 года. Проект / А.И. Рудской, А.А. Александров, П.С. Чубик, А.И. Боровков, П.И. Романов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 53 с.

9. Иванов В.Г., Кондратьев В.В. Инженерное образование: новые задачи в условиях членства России в ВТО (итоги международной научной школы) // Инженерная педагогика: сб. статей. Вып. 15. Т. 2. М.: Центр инженерной педагогики МАДИ, 2013. С. 53–76.

10. Алексеев В.П., Степаньян В.В. Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования и переподготовки кадров // Концепт. 2015. №12 (декабрь). С. 126–130. URL: http://e-koncept.ru/2015/15432.htm

11. Современное инженерное образование: учебное пособие / А.И. Боровков и др. СПб.: Издво Политехн. ун-та, 2012. 80 с.

12. Горнов А.О., Анисимов В.А. Естественные и искусственные структуры учебного процесса // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: информационно-аналитический сборник НИИВО. Вып. 9–10. М.: НИИВО, 1994. С. 1–45.

13. Горнов А.О., Кондратьев В.В., Шацилло Л.А. Инвариантная структура основной профессиональной образовательной программы инженерной подготовки на основе логики деятельности // Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли. СИНЕРГИЯ-2017: сб. докладов и науч. ст. международной сетевой конференции / Под ред. В.В. Кондратьева. Казань: Бронто, 2017. С. 98–103.

14. Кодекс профессиональной этики инженера (на основе FEANI position paper on Code of Conduct: Ethics and Conduct of Professional Engineers, approved by the FEANI GENERAL Assembly on 29 September 2006). URL: https://bit.ly/2IZaFe3

15. Стандарт профессиональной деятельности инженера-проектировщика. М.: Ассоциация инженеров «Национальная палата инженеров», 2015. 14 с.

16. Code of Ethics for Engineers. URL: www.nspe.org (Publication date as revised: July 2007, Publication No.1102)

17. Dreher R., Kammasch G. Engineering Education in the 21st Century // Proceedings of 2014 International Conference on Collaborative Learning (ICL), 2014. P. 432–435.

18. Dreher R. Von PBL zu PBE: Notwendigkeit der Weiterentwicklung des didaktischen Konzepts des prob-lembasierten Lernenes // H. Hortsch, S. Kersten and M. Köhler (ed.). Renaissance der Ingenieurpädagogik. Entwicklungslinienim Europäischen Raum. Dresden, 2012. P. 68–75.


Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)