Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Обучение англоязычной научной лексике через словообразование

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-94-103

Аннотация

Основу терминологии различных дисциплин и общенаучной лексики составляют слова, образованные из элементов латинско-греческого происхождения. Понимание значений этих элементов и умение их использовать в работе с текстами на английском языке и подготовке публикаций в международных журналах жизненно необходимо каждому исследователю и, соответственно, каждому студенту, ориентированному на науку. В статье представлен подход к обучению академической лексике через анализ и синтез классических элементов. Опираясь на компаративный анализ существующих методических подходов и хорошо апробированный в практике высшего и постдипломного образования авторский подход к обучению академической англоязычной лексике, автор показывает эффективность такого подхода и обосновывает место специализированного курса по академической лексике в программе английского языка для академических целей вуза. Основными характеристиками курса являются интерактивный подход с использованием визуальных возможностей ИКТ и расширение лексического запаса без опоры на память через аналитические компетенции с задействованием фоновых, научных и общекультурных знаний обучающихся, а также использование типологического сходства латинского и русского словообразования. Курс был опубликован как учебное пособие «Академическая лексика социальных дисциплин» в 2015 г. и в этом качестве может и уже используется как в аудиторной работе со студентами, так и самостоятельно, особенно в ходе подготовки исследователем научной статьи на английском языке. Трансдисциплинарный характер учебного пособия, ориентированного на общий для всех научных отраслей корпус научной лексики, делает его полезным для специалистов различного профиля.

Об авторе

И. Б. Короткина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московская высшая школа социальных и экономических наук
Россия
Короткина Ирина Борисовна – д-р пед. наук, доцент, директор центра академического письма и коммуникации, зав. межфакультетской кафедрой английского языка


Список литературы

1. Adams, V. (2013). An Introduction to Modern English Word-formation. London: Routledge: Taylor and Francis Group.

2. Chomsky, N. (1957). Syntactic Structures. The Hague : Mouton. 118 p.

3. Green, T.M. (2015). The Greek and Latin Roots of English. 5th ed. Lanham: Rowman & Littlefield. 304 p.

4. Menzel, K., Degaetano-Ortlieb, S. (2017). The diachronic development of combining forms in scientific writing. Lege Artis: Language Yesterday, Today, Tomorrow. Vol. II, no. 2, pp. 185–249.

5. Kastovsky, D. (2009). Astronaut, astrology, astrophysics: About combining forms, classical compounds and affixoids. In: Selected Proceedings of the 2008 Symposium on New Approaches in English Historical Lexis (HEL-LEX), Lammi, Finland, 25–28 April 2008. Pp. 1–13.

6. Hacken, P., Panocová, R. (2014). Neoclassical formatives in dictionaries. In: Proceeding of the 16th EURALEX International Congress, Bolzano, Italy, 15–19 July, 2014. Pp. 1059–1072.

7. Korotkina, I.B. (2016). Academic Vocabulary for Social Sciences. Moscow: HSE Publishing House. 301 p.

8. Scarcella, R. (2003). Academic English: A Conceptual Framework. Technical Reports, University of California Linguistic Minority Research Institute, UC Berkeley. Available at: http://escholarship.org/uc/item/6pd082d4 (Accessed 9 January 2018).

9. Hyland, К. (2016). Teaching and Researching Writing. New York and London: Routledge, 314 p.

10. Murray, N., Kirton, B. (2006). An Analysis of the Current Situation. In: S. Davies, D. Swinburne and G. Williams (Eds.) Writing Matters: The Royal Literary Fund Report on Student Writing in Higher Education. London: The Royal Literary Fund. Pp. 7–13.

11. Hyland, K. (2000). Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. London, Longman. 232 p.

12. Flowerdew, J. (2013). English for research publication purposes. In: B. Paltridge, S. Starfield (Eds). The handbook of English for specific purposes. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Pp. 301–321.

13. Cargill, M., Burgess, S. (Eds.) (2017). Publishing Research in English as an Additional Language: Practices, Pathways and Potentials. University of Adelaide Press. 277 p.

14. Lillis, T., Curry, M.J. (2015). The politics of English, language and uptake. AILA Review, Vol. 28. P. 127–150. Available at: https://benjamins. com/catalog/aila.28.06lil/fulltext/aila.28.06lil. pdf

15. Korotkina, I.B. (2018). Russian Scholarly Publications in the Anglophone Academic Discourse: The Clash of Tyrannosaurs. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. Vol. 22. No. 2. Pp. 311–323.

16. McCarthy, M., O’Dell, F. (2008). Academic Vocabulary in Use. Cambridge, England: Cambridge University Press. 176 p.

17. Ayers, D.M. (1986). English Words from Latin and Greek elements. University of Arizona Press. 290 p.

18. Draze, D. (2005). Red Hot Root Words: Mastering Vocabulary with Prefixes, Suffixes and Root Words (Book 2). Prufrock Press. 68 p.

19. Callella, T. (2004). The Learning Works: Prefixes and Suffixes, Grades 4-8: Teaching Vocabulary to Improve Reading Comprehension. Creative Teaching Press. 144 p.

20. Levine, H., Levine, N., Levine, R. (2003). Vocabulary for the College Bound Student. 4th edition. Amsco School Publications. 340 p.

21. Янутик С.Я. Латинские аффиксы в системе знаменательных частей речи английского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №2-1 (56). С. 178– 180 [Yanutik, S.Y. (2016). Latin Affixes in the System of Nominal Parts of Speech of the English Language. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, No. 2-1 (56). Pp. 178–180 (In Russ., abstract in Eng.)]

22. Гвишиани Н.В. Современный английский язык: Лексикология. М.: Академия, 2009. 221 с. [Gvishiani, N.B. (2009). Modern English Lexicology: Vocabulary in Use. Moscow: Akademiya Publ. 221 p. (In Russ.)]

23. Янутик С.Я., Аматов А.М. Словообразовательный потенциал префиксов латинского происхождения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 34. №14 (263). С. 76–83 [Yanutik, S.Y., Amatov, A.M. (2017). Derivational Potential in Prefixes of Latin Origin. Nauchniye Vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki = Belgorod State Univ. Scientific Bulletin. Humanities Sciences. Vol. 34. No. 14 (263). Pp. 76–83 (In Russ., abstract in Eng.)]

24. Зубенко И.В., Маснева И.Е. Морфемное словообразование в латинском и английском языках // Язык и культура. 2002. №2. С. 86–90 [Zubenko, I.V., Masneva, I.E. (2002). Morphemic Word-formation in Latin and English. Yazyk i Kul’tura = Language and Culture. No. 2. Pp. 86–90. (In Russ.)]

25. Кондратьев Д.К. Латынь в современном мире // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2007. №4. С. 170–173 [Kondratyev, D.K. (2007). Latin in the modern world. Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta = Journal of the Grodno State Medical University. No. 4. Pp. 170–173. (In Russ.)]

26. Levine, H. (1965). Vocabulary for the College Bound Student. Amsco School Publications. 320 p.


Рецензия

Просмотров: 780


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)