Потенциал когнитивного менеджмента и ценностно-коммуникативная природа университетского образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-105-116
Аннотация
В статье дан обзор зарубежных и отечественных исследований о возможностях использования принципов когнитивного менеджмента в образовательной среде высшего учебного заведения в контексте соотнесения его задач с целями образовательного процесса. Авторы дают описание подходов к управлению знаниями в образовательной организации, рассматривают общеметодологический, экономический и функциональный аспекты когнитивного менеджмента в вузе. Обосновывается тезис, что именно ценностно-коммуникативная сущность университетского образования позволяет управлять знаниевым базисом вуза. На примере Ухтинского государственного технического университета рассматриваются возможности проектной деятельности и проектного самоуправления студенчества, во-первых, в приращении и интенсификации ценностно-коммуникативного потока знаний внутри вуза и в его взаимодействии с внешней средой, во-вторых, в освоении студентом роли когнитивного менеджера и, в-третьих, в развитии метаспособностей обучающихся как результативного выражения одной из основных задач когнитивного менеджмента в образовательной организации.
Об авторах
Д. А. БеляевРоссия
Беляев Дмитрий Анатольевич – канд. экон. наук, доцент, врио ректора
О. А. Волкова
Россия
Волкова Ольга Александровна – аспирант, педагог-психолог управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам
Е. П. Шеболкина
Россия
Шеболкина Евгения Петровна – канд. филол. наук, доцент, проректор по учебной работе
Список литературы
1. Janszen F. The age of Innovation: Making Business Creativity a Competence, Not a Coincidence. London, Prentice Hall, 2012. 232 p.
2. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge Essays on meaning and learning networks. National Research Council Canada, 2012. 616 p.
3. Holden N.J. Cross-Cultural Management: A knowledge management perspective. Harlow: Financial Times Prentice Hall, 2002. 238 p.
4. Nonaka I., Takeuchi H. The KnowledgeCreating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, New York, 1995.
5. Edvinsson L. Corporate Longitude: Discover Your True Position in the Knowledge Economy. New York: Financial Times Prentice Hall, 2002.
6. Davenport T., Prusak L. Working knowledge: How organizations manage what they know. Boston, MA: Harvard Business School Press, 2000. 199 p.
7. Стаховская Ю.М. Теоретические принципы построения системы когнитивного менеджмента // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327. С. 59–61.
8. Ермашкевич Н.И., Фещенко В.В., Щеликова Н.Ю. Когнитивный менеджмент как основа инновационной стратегии // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3 (26). С. 290–291.
9. Блинов А.О. Роль государства в организации когнитивного менеджмента // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 1. С. 87–94.
10. Петрова Г.И., Стаховская Ю.М. Когнитивный менеджмент – инновационная стратегия теорий управления в информационном обществе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 2 (10). С. 101–115.
11. Joseph M.F. Key Issues in Knowledge Management – Knowledge and Innovation // Journal of the Knowledge Management Consortium International. 2001. № 1(3). P. 8–38.
12. Сотникова О.А., Волкова О.А. Ресурсная интеграция в социальном партнёрстве университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 117–123.
13. Сыров В.Н., Агафонова Е.В. Когнитивный менеджмент в структуре образования и науки: философско-методологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 46–51.
14. Pinto M. Knowledge Management in Higher Education Institutions: A framework to improve collaboration // Iberian Conference on Information Systems and Technologies, CISTI, 2014. 10.1109/CISTI.2014.6876876.
15. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125–130.
16. Безгодов Д.Н. Профильный адаптационный модуль организационной культуры университета // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 118–124.
17. Петров А.В. Знание о знании как фактор когнитивного менеджмента // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22). С. 84–88.
18. Chong C.W., Holden T., Wilhelmij P., Schmidt R.A. Where does knowledge management add value? // Journal of Intellectual Capital. 2000. № 1(4). P. 366–380.
19. Стаховская Ю.М. Роль когнитивного менеджмента в формировании метаспособностей при междисциплинарном подходе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4). С. 40–46.
20. Чешев Д.В. Студент как когнитивный менеджер // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22). С. 122–125.
21. Butcher D., Harvey P. Meta‐ability development: a new concept for career management // Career Development International. 1998. Vol. 3. Issue 2. P. 75–78.
22. Тульчинский Г.Л. Когнитивный менеджмент и проектно-сетевой социум // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22). С. 113–116.