Университет в среде небольшого города: флюиды кампусного уклада
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-134-143
Аннотация
Анализируются особенности взаимной обусловленности стратегий развития небольших региональных городов, претендующих на статус опорных, и расположенных в них университетов. Обосновывается стремление университетской и городской общественности к позиционированию таких городов как «университетских». Раскрывается роль кампусов в реализации университетами третьей миссии. Особо рассматривается специфическая составляющая третьей миссии и, соответственно, кампусная инфраструктура по развитию местных сообществ, городской и региональной среды. Описана модель системы мониторинга региональной среды. Рассматриваются формы использования объектов и других условий кампуса для осуществления мероприятий и проектов, развивающих местное сообщество, городскую и региональную среду по направлениям: консолидация, просвещение, мобилизация и брендирование.
Об авторах
Г. В. КоршуновРоссия
Коршунов Георгий Владимирович – проректор по международной деятельности и внешним связям, член рабочей группы «Развитие образования и науки» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики
И. О. Ведерникова
Россия
Ведерникова Инна Олеговна – начальник центра содействия занятости студентов и выпускников
С. Ю. Дубиковский
Россия
Дубиковский Сергей Юрьевич – начальник отдела мониторинга и профориентационной работы
Список литературы
1. Цхадая Н.Д. Ценности в стратегическом управлении современным российским университетом // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 105–112.
2. Цхадая Н.Д. Ухта – университетский город // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 79–83.
3. Цхадая Н.Д. Роль УГТУ в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 105–112.
4. Кузнецова О.П., Юмаев Е.А. Опорный город как ключевое звено системы расселения Российской Федерации // Известия УрГЭУ. 2010. № 3 (29). С. 113–118.
5. Системы городов, опорный каркас городов (2014). URL: https://studopedia.su/7_3668_ sistemi-gorodov-oporniy-karkas-gorodov.html
6. Безгодов Д.Н., Беляева О.И. Социокультурная миссия университета в контексте развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 128–135.
7. Безгодов Д.Н., Башкиров С.П., Черноусов Г.Г. К развитию концепции «Ухта – университетский город»: социологический аспект // Concept. 2010. № 2 (02). С. 118–125.
8. Башкиров С.П., Васильев Я.Ю. «Ухта – университетский город»: экономическое измерение социокультурной концепции // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 80–86.
9. Моторина Ю.В., Москвин Н.А. Формирование пространства университетских кампусов с целью создания благоприятных условий с учётом современных требований и развития в структуре города // Вестник РУДН. Серия: Агрономия и животноводство. 2013. № 5. С. 76–84.
10. Берестова А.В., Ларионова В.А. Выбор пространственной организации современного кампуса. Ч. 1. Анализ пространства кампусов мировых университетов // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 3. С. 66–70.
11. Зобова М.Г. Обновление архитектурно-строительной типологии университетских кампусов в России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 137–141.
12. Пучков М.В. Архитектура университетских комплексов // Известия УрГЭУ. 2010. № 10.
13. Мамыкова Ж.Д., Мутанов Г.М., Бобров Л.К. Электронный кампус в социально ориентированной модели smart-общества // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2. № 2 (16). С. 64–70.
14. Баженова Н.Г., Луценко Е.Л. Мониторинг среды вуза как компонент системы оценки качества образования // Высшее образование в России. 2015. № 3. C. 106–112.
15. Горшков А.С. О применении социологических исследований в практике управления региональной системой высшего образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. № 5. С. 231–241.
16. Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. 2017. № 7. С. 725–734.
17. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. (2006). URL: http://www.unideusto.org/ tuningeu/images/stories/documents/General_ brochure_Russian_version.pdf.
18. Лобанова Н.А., Сулимова А.В., Цыбина Е.А., Сясина С.Н. Сущность и содержание общекультурных компетенций в профессиональном образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 2. С. 137–141.
19. Шкиль О.С., Гаврилюк Е.А. Об участии работодателей во внешней оценке качества профессиональной подготовки кадров // АНИ: педагогика и психология. 2017. №1 (18). С. 240–243.
20. Пулькина В.А., Коршунов Г.В. Медиа-сопровождение деятельности вуза в контексте продвижения его имиджа // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 120–126.
21. Безгодов Д.Н., Вологин Е.А. Концепт выдающейся личности и университетская среда: символьно-дидактические судьбы (П.А. Сорокин и Л.П. Карсавин) // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 137–143.