Образовательная модель – важный фактор влияния на сопряжение системы высшего образования и сферы труда
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-9-20
Аннотация
В настоящей работе представлен анализ возможных механизмов сопряжения результатов высшего образования и требований сферы труда в контексте различных образовательных моделей. Для выявления оптимальных условий сопряжения вводятся понятия «либеральная», «профессиональная» и «смешанная» образовательные модели. Анализ указанных образовательных моделей позволяет обнаружить дополнительные возможности, реализация которых необходима для формирования более эффективных механизмов организации и управления образованием, в том числе согласования системы высшего образования и сферы труда. Показано, что ошибочная идентификация образовательной модели связана с определёнными рисками, среди которых: несоответствие выбора образовательной модели приоритетам государственной образовательной политики; недооценка влияния особенностей экономического уклада страны и механизмов формирования сферы труда на систему высшего образования; преувеличение возможностей образовательной модели для успешного решения проблем доступности, качества и эффективности высшего образования. Указанные выше несоответствия выбора образовательной модели сложившейся образовательной реальности могут порождать разрушительные тенденции в системе высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
В. С. СенашенкоРоссия
д-р физ.-мат. наук, проф., кафедра сравнительной образовательной политики
Е. П. Стручкова
Россия
аспирант, кафедра сравнительной образовательной политики
Список литературы
1. Сенашенко В.С. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 28–36.
2. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26–31.
3. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31–36.
4. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.
5. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Рыкова Е.А., Факторович А.А. Профессиональные стандарты как инструмент формирования и реализации кадровой политики образовательной организации // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 16–23.
6. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 5–11.
7. Сенашенко В.С. Нормативно-правовое обеспечение высшего образования нуждается в реконструкции (комментарий к статье С.В. Коршунова) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 48–56.
8. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 38–47.
9. Пак Ю.Н., Нугужинов Ж.С., Пак Д.Ю., Яманов М.Ю. Институциональные аспекты сопряжения образовательных и профессиональных стандартов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. C. 4–7.
10. Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139–143.
11. Сидоров С.В. Основные модели образования // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/1/osnovnye_ modeli_obrazovanija/14-1-0-504
12. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Проблемы сопряжение высшего образования и сферы труда // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20-21 сентября 2018 г., Барнаул). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. С. 429 – 433. URL: http://elibrary.asu.ru/ xmlui/bitstream/handle/asu/6417/read.7book?s equence=1&isAllowed=y
13. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13–25.