Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-104-110
Аннотация
В настоящее время вузы Российской Федерации занимаются актуализацией реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС 3++. В статье анализируются концептуальные изменения в стандартах ГОС, ФГОС, ФГОС3++ и новые возможности, которые появляются у вузов в связи с введением последней версии стандарта. На примере проекта «Сетевой электронный университет Республики Башкортостан» показана практика взаимодействия вузов в части формирования универсальных компетенций. Сами университеты предлагается рассматривать не столько как «кузницу кадров», сколько как драйвер развития территории присутствия, пространство постоянных позитивных перемен за счёт комплексного развития научного, инновационного, социальнокультурного направлений деятельности с одновременным встраиванием в образовательную среду. Реализовывать подобную модель в условиях перехода на ФГОС3++ предлагается за счёт индивидуализации массового образования, выстраивания гибких образовательных траекторий, максимально удовлетворяющих потребности заинтересованных сторон. При этом обязательной надстройкой к формированию профессиональных компетенций должны стать так называемые soft skills, без которых крайне трудно подготовить специалистов, способных максимально быстро адаптироваться к изменениям внешней среды; в условиях неопределённости относительно будущих профессий они оказываются более важными, чем hard skills.
Об авторах
Р. Н. БахтизинРоссия
д-р физ.-мат. наук, проф., ректор
О. А. Баулин
Россия
канд. техн. наук, доцент кафедры технологии нефти и газа, проректор по учебно-методической работе
Р. М. Мазитов
Россия
канд. техн. наук, доцент кафедры философии, истории и социального инжиниринга
Н. А. Шайхутдинова
Россия
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности
Список литературы
1. Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации. 2016. № 5 (211). С. 3–9.
2. Двенадцать решений для нового образования: Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. 106 с.
3. Оганян А.А., Хлопцов Д.М. Трансформация глобальной академической среды: механизмы и социально-экономические последствия // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42. С. 22–40.
4. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
5. Ананьева А.А., Чертёнкова А.С., Захарова Т.В. Инновационная экосреда исследовательских университетов: конфликт интересов и роль экономистов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. № 1 (25). С. 139–155.
6. Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 4. С. 152–161.
7. Агамирзян И., Чепуренко А. Университеты 4.0 // Федеральный бизнес-журнал. 2017. 27.12. URL: http://business-magazine.online/fn_17960.html
8. Кислов А.Г., Шмурыгина О.В. Идея университета: ретроспектива, версии и перспективы // Образование и наука. 2012. № 8. С. 96–122.
9. Мазитов P.M., Удалова Е.А., Баулин O.A., Хамитова Э.Р. Об опыте организации научно-исследовательской деятельности студентов в Уфимском государственном нефтяном техническом университете // Нефтегазовое дело. 2011. Т. 9. № 1. С. 114–121.
10. Университет третьего поколения в стратегии развития современного образования (круглый стол) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 59–73.
11. Бахтизин Р.Н., Баулин О.А., Галиакбарова Э.В., Грачев Д.И. Планирование, рейтинговая оценка и стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава по реализации плана работ кафедры для достижения аккредитационных показателей высшего учебного заведения // Нефтегазовое дело. 2014. № 2. С. 451–477.
12. Селиванов С.Г., Ахмедзянов Д.А., Баулин О.А., Паньшина О.Ю., Поезжалова С.Н. Разработка методов и средств инновационной подготовки машиностроительного производства // Нефтегазовое дело. 2013. Т. 11. № 2. С. 122–127.
13. Барабанова М.И., Трофимов В.В., Трофимова Е.В. Цифровая экономика и «Университет 4.0» // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 1. С. 178–184.
14. Ямалиев В.У., Кудрейко А.А., Чурилов Д.А., Баулин О.А. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ и входного контроля знаний студентов технического вуза // Нефтегазовое дело. 2014. № 2. С. 425–437.
15. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf